Page 112 - Очерки истории культуры Урала
P. 112

Вопреки всем, кто полагает, что для духовного облика жителей
горнозаводского Урала были свойственны какие-то особенные ан-
тиклерикальные тенденции (что всегда иллюстрировалось отно-
шением к официальной церкви), можно сказать, что здесь офор-
мился особый тип народной религиозности. Он представлял собой
тесное переплетение (иногда смешение) христианских представле-
ний, обрядов и всевозможных родившихся здесь на месте – по су-
ществу языческих – образов, отражающих народную веру в суще-
ствование мистических существ, духов, чье присутствие распозна-
валось посредством знаков и примет. Добавим, что питательной
средой и одним из источников образного мира народного сознания
служила еще и мифология коренных народов Урала.

    В основе мироотношения пришедших на Урал русских лежали
представления о мире и человеке, сформированные христианской
традицией. Они служили единственным и единым основанием для
развития национальной культуры. Однако условия жизни на Ура-
ле, характер заводского труда не могли не повлиять на миросозер-
цание уральских горнорабочих. От крестьянской культуры в
уральской устной традиции идет связь с аграрным календарем (за-
крепившаяся в песенном фольклоре), представления о структуре
мира (в символике народного жилища), нравственные устои (эти-
ческая оценка с точки зрения религиозных представлений о сущем
и должном), эстетические ценности (нашедшие свое воплощение в
формах и образах художественной деятельности, неразрывно свя-
занных с бытом, прежде всего в декоративно-прикладном искусст-
ве и устном народном поэтическом творчестве).

    От собственно горнозаводского труда составным элементом в
фольклор и мифологию уральцев вошли представления, связанные
с местными условиями существования (образы «тайной силы», на-
родная демонология), с характером производства (предания о
«мастеровщине», семейные предания), со свойствами личности
(истории «о силачах», в которых наряду с физическими качества-
ми человека на первый план выходят моральные свойства богаты-
рей, связывая, тем самым древнюю традицию «богатырских исто-
рий» с реалиями текущей жизни).

    В народной духовной культуре фольклорные жанры и фольк-
лорный тип мышления сохраняются благодаря устной традиции:
предания о заселении края, о своей родословной, истории заводов
и отдельных производств или ремесел, бытовавшие на Урале, ста-
новились той основой, на которой воспитывались молодые поко-
ления. В них этические представления, характерные для всей рус-

                                                111
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117