Page 109 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 109

Школа превращается из монополиста в координатора образования
и социализации. Успех такой деятельности зависит от зрелости и раз-
витости дополнительного образования, которое фактически перестает
быть дополнительным, а становится сферой открытого образования.

   Другое важнейшее направление деятельности школы, утратившей
монополию на знание, – выстраивание кооперации с сетью Интернет.
Выход образования в сеть Интернет стал фактом. Он предполагает как
прямое участие образования в формировании сетевых проектов и ре-
сурсов, так и использование системой образования и социализации
имеющихся сетевых ресурсов.

   Существующая система образования и воспитания практически не
охватывает сферу неформального образования и социализации детей:
медиасферу, индустрию развлечений. При этом влияние игровых раз-
вивающих сред на ребенка носит разнонаправленный характер, вклю-
чая негативный.

   Глобальный вызов связан с разрушением третьей опоры традици-
онного воспитания в системе образования – стабильного корпуса фун-
даментального знания, консенсусного списка всеобщих культурных
единиц, которые должны быть освоены и усвоены детьми в процессе
их взросления. У этой проблемы два аспекта.

   Расширяется разрыв между взрослой и молодежной культурой. Зона
культурного взаимодействия взрослых и детей сужается: например,
литература XIX века и ее герои не могут служить примером для совре-
менных детей. Они не узнают себя в них, а потому они им чужды. Со-
держание школьного образования все более отчуждается и вследствие
этого формализуется. При стремительном росте объема потенциально
доступной информации культурные ценности, влияющие на сознание
и поведение детей, неизвестны значительной части родителей и учите-
лей. Таким образом, наборы канонических произведений культуры для
разных поколений расходятся, что затрудняет межпоколенный диалог.
Однако отказ от традиционного содержания образования только усу-
губит межпоколенный разрыв и приведет к маргинализации сначала
молодых людей, а через несколько десятилетий и их родителей.

   Второй аспект проблемы разрушения единого корпуса культурных
образцов для социализации личности связан с возрастанием внутрен-
них и внешних миграционных потоков. Культурная неоднородность
российского общества усиливается в связи с ростом численности ми-
грантов. Подрастающему поколению приходится учиться взаимодей-

                                            107
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114