Page 107 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 107
нием системы устойчивого взаимодействия семьи и детей в конструк-
тах «родитель – ребенок», «родитель – родитель», «ребенок – социум»,
а в этой связи – и с переосмыслением форм взаимоотношений всех
участников воспитательного процесса.
Современная культура отличается многоплановостью и видимым
разнообразием форм и стратегий поведения, разнонаправленностью
личностных и социальных устремлений, ситуациями выбора из множе-
ства предлагаемых возможностей. Традиционно в описании современ-
ной социокультурной ситуации отмечается релятивность ценностей и
возникающих в связи с этим педагогических проблем и сложностей. В
образовании вопрос о формировании устойчивой ценностной основы
приобретает особый смысл: ценности не передаются человеку на гене-
тическом уровне, а усваиваются в процессе социализации. Образова-
ние, с одной стороны, должно сформировать в человеке устойчивую
систему ценностных координат как основание для саморазвития лич-
ности, с другой – оставить возможность выбора человеку векторов и
ценностных ориентиров его развития.
В таких условиях воспитание личности – это вопрос о самосохране-
нии общества, единстве его прошлого и будущего. Сегодня актуальным
является поиск путей решения сложной задачи: формирования чело-
века с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно
относящегося к прошлому и настоящему своей страны, ощущающего
ответственность за свои поступки.
Вызовы, стоящие сегодня перед системой воспитания, определяют
необходимость принципиальных изменений. Осознание этих вызовов
требует новых моделей прежде всего в образовании, которое будет
максимально эффективно использовать современные технологические
среды и продуктивно отвечать на запросы экономики и общества.
В числе глобальных вызовов: кризис традиционной модели детства;
изменение модели семьи (многопоколенная семья сменяется однопо-
коленной, появляется больше возможностей для родителей делать ка-
рьеру, происходит демократизация отношений в семье, что изменяет
систему ролевых отношений между мужем и женой от взаимодополня-
емости к взаимозаменяемости, растет количество разводов и распро-
страняются нетрадиционные модели семьи); утрата школой монопо-
лии на образование и воспитание; развитие новых форм социализации
(ребенок очень рано вырывается из семейного детского мира в осо-
бый детско-взрослый мир, сконструированный средствами массовой
105