Page 108 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 108

информации, сетью Интернет, индустрией детских товаров и услуг);
резкое возрастание роли технологической грамотности; усиление ми-
грационных процессов, приводящих к появлению в школах детей, для
которых русский язык не является родным.

   Традиционная система образования и воспитания опиралась на
определенную модель и логику взросления ребенка. Условия, в которых
взрослеют сегодняшние дети, радикально отличаются от тех, в кото-
рых росли их родители. Современные дети и их родители имеют су-
щественно различающиеся опыт и переживания. Сегодняшняя семья
дает родителям больше возможностей строить карьеру (уход за детьми
с помощью платных профессионалов), не держаться за неудачный брак,
жить с новым партнером, соединяя в семью детей от разных браков.
При этом коренным образом изменились каналы получения детьми
социального опыта за пределами школы: исчезает многопоколенная
и многодетная семья с живущими вместе братьями, сестрами, бабуш-
ками и дедушками; сокращается опыт «дворового взросления». Чтобы
снизить риски новой среды взросления нужен адекватный ответ систе-
мы общественного воспитания.

   Традиционные социальные институты воспитания и социализации,
пытаясь сохранить собственное устройство, которое работало как ми-
нимум 100 лет, оказываются не готовыми к современному разнообра-
зию детских опытов. Современная школа часто учит ребенка опираясь
на опыт, полученный человечеством в далеком прошлом, в то время
как в нее приходят учиться дети, выросшие в XXI веке.

   Этот вызов также требует создания специальных инструментов вза-
имодействия с семьями, которые раньше функционировали как соци-
ально-естественные.

   Еще одной чертой современной социокультурной ситуации можно
назвать утрату формальным образованием монополии на обучение и
социализацию личности.

   С появлением новых каналов и источников информации, ростом
возможностей доступа к любым информационным сегментам совре-
менного мира школа утрачивает монополию на формирование у под-
растающего поколения востребованных современным миром знаний,
навыков и образцов поведения.

   Сегодня определенная доля детей присутствует в школах лишь фор-
мально, основным местом приобретения ими знаний, жизненного опы-
та становятся внешкольные клубы, сетевые сообщества, рабочие места.

                                            106
   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113