Page 112 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 112
ляется, что их можно в целом охарактеризовать как ценности-двойни-
ки: они могут выступать как терминальные ценности, ценности-цели, и
в то же время как инструментальные ценности, как ценности-средства,
способы достижения поставленных жизненных целей;
3) периферийные – они отмечены от 15 до 30 % школьников – про-
фессионализм, дети, свобода, деньги, карьера. Эти ценности представ-
ляются периферийными не только с точки зрения их удаленности от
вершины иерархии, но и с точки зрения отложенности их осуществле-
ния, – это своего рода футуро-ценности, ценности-ожидания;
4) рецессивные – их указали от 5 до 13 % информантов – слава,
власть, удовольствие. Это ценности престижного, гедонистического
характера.
Изменения в ценностных ориентациях с общественно значимых на
приватные свидетельствуют и о том, что в плане личностного развития
приоритеты находятся в сфере индивидуального, а не социального раз-
вития.
Нельзя сказать, что эти изменения произошли на протяжении одно-
го – двух десятилетий. Напротив, социологи и в 1970-е годы фиксиро-
вали в качестве терминальных ценностей, ценностей-целей хорошую
работу и семейное счастье. Но мотивация поиска хорошей работы в
большей степени соотносилась с принесением пользы людям и их ува-
жением, а личное материальное благополучие как ценность в иерар-
хии ценностей занимало не самое высокое место. Конечно, активист-
ски-альтруистический тип личности на протяжении последней трети
XX века не был доминирующим, но как ориентир воспитания продол-
жал сохраняться достаточно долго. Для уральского сознания это опре-
делялось как ощущение ответственности за судьбу страны, готовность
встать на ее защиту, что мотивировано историей советского Урала и
рассматривалось как своеобразный культурный код.
В настоящее время не стоит задача полностью изменить векторы
ценностных ориентаций, но есть потребность в сопоставлении прагма-
тических и альтруистических устремлений с акцентом на значимость
последних для сохранения человеческого в человеке. Соответственно,
в направлениях воспитательной работы с детьми и молодежью необхо-
димо подчеркивать разнонаправленность деятельности в социальной
реальности как условие свободного личностного выбора.
Актуальной задачей становится оптимизация процесса формирова-
ния ценностного сознания, которая состоит в ориентации на человека,
110