Page 111 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 111
скими проблемами (запустение сельских территорий, рост мигрантов
из других субъектов Российской Федерации и стран, рост социальной
напряженности). Для закрепления на малой родине молодых людей
необходимы целенаправленные усилия не только социально-экономи-
ческого характера (по изменению социокультурной инфраструктуры,
повышению качества образования через развитие разноплановой сети
культурно-образовательных услуг для всех возрастов, в том числе и
через обеспечение возможности получения профессионального обра-
зования непосредственно в месте проживания), но и усилия по форми-
рованию и развитию регионального патриотизма – осознанию значи-
мости для личности места жизни, малой родины.
Средний Урал представляет специфическую целостность – реги-
ональную культуру, в которой за многие годы сформировалась соб-
ственная система ценностей, определившая тип личности и региональ-
ную идентичность.
Однако в начале XXI века существенно изменились как ценностные
ориентации общества и личности, так и понимание значимости регио-
нальной истории и культуры как условий их формирования и развития.
Трансформация ценностей, смена картины мира, доминирование мас-
совой культуры в ситуации социальной и экономической нестабильно-
сти оказали существенное влияние на развитие детей и молодежи.
Как отмечают авторы социологического исследования, проведенно-
го в 2016 году под руководством профессора Е.В. Прямиковой в целях
выяснения уровня социальной напряженности в образовательных сре-
дах в Свердловской области и иных факторов экстремистской направ-
ленности, для обучающихся Свердловской области характерны общие
тенденции, свойственные этой возрастной группе в целом. На пер-
вом плане – приоритеты приватной, частной жизни: семья, здоровье
и дружба выбираются в качестве самых значимых позиций большин-
ством школьников (от 50 до 80 % респондентов).
Полученные данные позволяют выстроить иерархию ценностных
ориентаций учеников и разделить всю совокупность ответов школьни-
ков на четыре условные группы:
1) доминирующие ценности – их выбрали от 50 до 78 % школьни-
ков – это, как уже отмечалось, ценности частного, приватного харак-
тера;
2) существенные ценности – за них проголосовали от 30 до 50 % ре-
спондентов – любовь, образование, работа и самореализация. Представ-
109