Page 9 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 9

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

опираясь на труды психологов и педаго-         периментирования. В группе создан уго-
гов, определил его значение на уровне са-      лок экспериментирования. Он является ба-
моразвития ребенка и ведущей деятельно-        зой для специфической игровой деятель-
сти в дошкольный период. Он отмечает,          ности дошкольника. Для реализации
что в детском экспериментировании наи-         опытно-экспериментальной деятельности в
более органично взаимодействуют психи-         уголке экспериментирования была разра-
ческие процессы дифференциации и инте-         ботана мини-лаборатория «Мы – исследо-
грации при общем доминировании инте-           ватели». Был проведен ряд опытов-
грационных процессов. При этом ученый          экспериментов:
противопоставляет экспериментирование и        1. «Опыты с листьями капусты». Вывод:
игру дошкольников как деятельности, воз-       листья пекинской капусты окрасились в
никшие естественным или искусственным          цвета пищевого красителя, значит, вода
путем. На наш взгляд, это не совсем так: в     движется по растению. Но мы на этом не
развитии и той, и другой деятельности          остановились и решили проверить, сможет
большую роль играет совместная образо-         ли лист окраситься сразу в два цвета. Экс-
вательная деятельность со взрослыми и          перимент нам удался.
сверстниками. Недаром же сам                   2. Опыт «Выращивание лучистых кристал-
Н. Н. Поддъяков выделяет два основных          лов». Вывод: наш эксперимент показал, что
вида ориентировочно-исследовательской          кристаллы можно вырастить самим в до-
(поисковой) деятельности у дошкольни-          машних условиях. Кристаллы растут в на-
ков:                                           сыщенном растворе при постепенном испа-
                                               рении жидкости. Весь процесс проводиться
        1. Исходящий от самого ребенка и       от 6 часов до 2 суток. Кристаллы можно
характеризующийся тем, что он, движи-          выращивать разного цвета и размера.
мый любознательностью, усложняет цели          3. Опыт «Выращивание цветных шариков из
экспериментирования.                           цветочного грунта (гидрогель)». Вывод: мы
                                               увидели, что гидрогель можно использовать
        2. Организуемый взрослым посред-       для растений т.к. гранулы способны впиты-
ством комплекса специально организован-        вать большое количество воды и удерживать
ных экспериментальных ситуаций [2].            ее в течении длительного времени и посте-
                                               пенно отдавать ее растениям, (после можно
        Применение в работе игровых, по-       его высушить и положить гранулы в коро-
знавательно-исследовательских, здоровь-        бочку до следующего раза) [3].
есберегающих технологий привело к фор-
мированию у детей способности видеть                   Диагностирование проводилось по
многообразие мира в системе взаимосвязей       методике А. И. Ивановой путем каждо-
и взаимозависимостей, обеспечило пере-         дневного наблюдения за ходом исследова-
ход от предметно-практического действия        тельской деятельности в непосредственно
к образно-символическому (схематизация,        образовательной деятельности в режимных
символизация связей и отношений между          моментах, свободной деятельности. Прове-
предметами и явлениями окружающего             денная работа зафиксировала рост знаний о
мира), развило инициативу, сообразитель-       живой и неживой природе, а также рост
ность, пытливость, критичность, самостоя-      уровня сформированности познавательной
тельность.                                     активности у детей старшего дошкольного
                                               возраста. На начало года: низкий уровень
        Экспериментально-исследователь-        показали 76,4% детей группы, средний –
ская деятельность позволила в достаточ-        66,8%, высокий уровень – 0%. На конец го-
ной мере реализовать принцип индивидуа-        да мы получили следующие результаты:
лизации образовательного процесса, была        низкий уровень – 1,10%; средний уровень –
оформлена картотека опытов и экспери-          80,7%; высокий уровень – 62,2%, т.е. низ-
ментов, дидактических и словесных игр.
Подобраны, систематизированы и прове-
дены игры-занятия для развития познава-
тельной активности детей в процессе экс-

                                            9
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14