Page 9 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 9
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
опираясь на труды психологов и педаго- периментирования. В группе создан уго-
гов, определил его значение на уровне са- лок экспериментирования. Он является ба-
моразвития ребенка и ведущей деятельно- зой для специфической игровой деятель-
сти в дошкольный период. Он отмечает, ности дошкольника. Для реализации
что в детском экспериментировании наи- опытно-экспериментальной деятельности в
более органично взаимодействуют психи- уголке экспериментирования была разра-
ческие процессы дифференциации и инте- ботана мини-лаборатория «Мы – исследо-
грации при общем доминировании инте- ватели». Был проведен ряд опытов-
грационных процессов. При этом ученый экспериментов:
противопоставляет экспериментирование и 1. «Опыты с листьями капусты». Вывод:
игру дошкольников как деятельности, воз- листья пекинской капусты окрасились в
никшие естественным или искусственным цвета пищевого красителя, значит, вода
путем. На наш взгляд, это не совсем так: в движется по растению. Но мы на этом не
развитии и той, и другой деятельности остановились и решили проверить, сможет
большую роль играет совместная образо- ли лист окраситься сразу в два цвета. Экс-
вательная деятельность со взрослыми и перимент нам удался.
сверстниками. Недаром же сам 2. Опыт «Выращивание лучистых кристал-
Н. Н. Поддъяков выделяет два основных лов». Вывод: наш эксперимент показал, что
вида ориентировочно-исследовательской кристаллы можно вырастить самим в до-
(поисковой) деятельности у дошкольни- машних условиях. Кристаллы растут в на-
ков: сыщенном растворе при постепенном испа-
рении жидкости. Весь процесс проводиться
1. Исходящий от самого ребенка и от 6 часов до 2 суток. Кристаллы можно
характеризующийся тем, что он, движи- выращивать разного цвета и размера.
мый любознательностью, усложняет цели 3. Опыт «Выращивание цветных шариков из
экспериментирования. цветочного грунта (гидрогель)». Вывод: мы
увидели, что гидрогель можно использовать
2. Организуемый взрослым посред- для растений т.к. гранулы способны впиты-
ством комплекса специально организован- вать большое количество воды и удерживать
ных экспериментальных ситуаций [2]. ее в течении длительного времени и посте-
пенно отдавать ее растениям, (после можно
Применение в работе игровых, по- его высушить и положить гранулы в коро-
знавательно-исследовательских, здоровь- бочку до следующего раза) [3].
есберегающих технологий привело к фор-
мированию у детей способности видеть Диагностирование проводилось по
многообразие мира в системе взаимосвязей методике А. И. Ивановой путем каждо-
и взаимозависимостей, обеспечило пере- дневного наблюдения за ходом исследова-
ход от предметно-практического действия тельской деятельности в непосредственно
к образно-символическому (схематизация, образовательной деятельности в режимных
символизация связей и отношений между моментах, свободной деятельности. Прове-
предметами и явлениями окружающего денная работа зафиксировала рост знаний о
мира), развило инициативу, сообразитель- живой и неживой природе, а также рост
ность, пытливость, критичность, самостоя- уровня сформированности познавательной
тельность. активности у детей старшего дошкольного
возраста. На начало года: низкий уровень
Экспериментально-исследователь- показали 76,4% детей группы, средний –
ская деятельность позволила в достаточ- 66,8%, высокий уровень – 0%. На конец го-
ной мере реализовать принцип индивидуа- да мы получили следующие результаты:
лизации образовательного процесса, была низкий уровень – 1,10%; средний уровень –
оформлена картотека опытов и экспери- 80,7%; высокий уровень – 62,2%, т.е. низ-
ментов, дидактических и словесных игр.
Подобраны, систематизированы и прове-
дены игры-занятия для развития познава-
тельной активности детей в процессе экс-
9