Page 6 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 6
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
гические цепочки, блок-схемы, таблицы и которого направлять и консультировать
другой визуальный материал. Повышению таких учащихся, оказывать им методиче-
наглядности способствует и высокая тех- скую помощь в выборе литературы для
ническая оснащенность кабинетов. дополнительного изучения.
В учебном процессе регулярно ис- Прекрасным подспорьем в деле по-
пользуются фото- и видеоматериалы, био- вышения интереса и уровня знаний у таких
логические коллекции и природный мате- мотивированных кадет, является их при-
риал. Некоторые занятия проводятся на влечение к участию в учебно-проектной
природе (как на территории училища, так деятельности и различных конкурсах и
и во время выездных экскурсий). Особое олимпиадах. Это не только способствует
внимание уделяется межпредметным свя- изучению предмета, но и дает возмож-
зям, актуализации и практической значи- ность ученикам проявить себя в роли ис-
мости изучаемого материала (в том числе в следователей, организаторов коллективной
военном деле). деятельности, развивает коммуникабель-
ность, умение работать в команде и повы-
В процессе контроля знаний мы шает ответственность за выполненную ра-
практически отошли от использования боту. Осязаемый результат такой работы
традиционных фронтальных опросов – они приносит учащимся большое удовлетворе-
применяются лишь на этапе закрепления. ние, повышает самооценку и веру в свои
Проверка обычно проводится в виде не- силы. Результат проекта по биологии чаще
больших (на 5-7 минут) письменных работ, всего представляется в форме презентации
а полные ответы у доски – выборочно и не и доклада к ней, что позволяет учащимся
на каждом уроке. Вопросы итоговых работ повышать уровень ИКТ-компетенции и
составляются по принципу заданий ОГЭ – умения публично выступать.
ЕГЭ.
За время работы кадетами было
При всем этом стоит отметить, что реализовано большое количество обучаю-
глубокий интерес к биологии у детей фор- щих мини-проектов по различным темам:
мируется, как правило, еще в начальной «По страницам Красной книги», «Великие
школе, а такие дети редко поступают в ка- биологи» (5 кл.), «Экологические группы
детские учебные заведения. Поэтому так растений», «Условия прорастания семян»
важна необходимость раннего выявления (6 кл.), «Многообразие моллюсков», «На-
кадет с повышенным интересом к предме- секомые - вредители», «День птиц» (7 кл.),
ту, и персональная работа с ними. Вновь «Кровеносная система и спорт», «Жизнен-
поступившие в 5-е классы кадеты на пер- ная емкость легких» (8 кл.) и т. д. Пред-
вом занятии решают занимательный тест. ставления проектов происходит на уроке-
Это позволяет выявить тех, кто интересу- конференции и вызывает огромный инте-
ется биологией и обладает знаниями на рес у учащихся. Некоторые работы в даль-
более высоком уровне, чем полученные в нейшем реализовывались в более серьез-
рамках школьного курса «Окружающий ные исследования, а их результаты пред-
мир», т. е приобретенными самостоятель- ставлялись на конкурсах и конференциях
но. На таких кадет следует обращать осо- общеучилищного, окружного и городского
бое внимание в ходе дальнейшей работы. уровней, занимая призовые места.
Кадеты, планирующие по оконча- В ходе работы над проектами, каде-
нии училища поступать в вузы на специ- ты не только приобретают дополнитель-
альности, связанные с биологией, должны ные знания, но и знакомятся с новыми
четко понимать, что достижение базового сферами деятельности, интересными
уровня изучения предмета в училище не людьми, узнают о важных событиях в их
достаточно, необходима самостоятельная жизни и в жизни страны. Это оказывает
целенаправленная и систематическая рабо- большое влияние на формирование миро-
та. Изменяется и функция педагога: он воззрения кадет, способствует их духов-
становится наставником-тьютором, задача
6