Page 73 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 73
ПРОЕКТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. Д. Немтинова
г. Екатеринбург,
ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский
кадетский корпус войск национальной
гвардии Российской Федерации»
ВНЕУРОЧНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ДУХОВНЫХ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается воспитательный потенциал исследовательских проек-
тов кадет на краеведческом материале.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектная деятельность, кадеты, краеведение, история Урала
Человеческое общество не может ности к иному времени, другой культуре
посредством общения с памятниками исто-
строить будущее, не познав опыт преды- рии и культуры; работать в библиотеках с
краеведческими источниками и интернет-
дущих поколений, свою родословную. И ресурсами; школьники проводят практиче-
ские исследования на местности, берут ин-
как тут не вспомнить поговорку, имеющую тервью, анализируют и систематизируют
материал, фотографируют и описывают
особое значение в наши дни: «Нельзя быть краеведческие объекты.
Иваном, не помнящим родства». Живя в Учитель, курирующий учебно-
исследовательскую работу на краеведче-
современном обществе, мы не должны за- ском материале, ставит перед собой сле-
дующие задачи воспитывать чувство гор-
бывать об истории родного народа, его ис- дости, уважения и сопричастности судьбам
жителей родного края; воспитывать инте-
токах, богатых традициях, обычаях. Нас рес к его историческому, духовному и
культурному наследию; воспитывать целе-
окружают прекрасные исторические и ли- устремленность в овладении поисковым и
исследовательским методами; воспитывать
тературные места, памятники архитекту- культуру общения, чувств, творческого
взаимодействия; развивать потребность в
ры, музеи, храмы родного города Екате- самостоятельном освоении окружающего
мира путем изучения культурного насле-
ринбурга. дия наших предков.
Краеведение в системе патриотиче- Первый опыт исследовательской
краеведческой работы мы получили, рабо-
ского воспитания занимает важное место, тая в 2014 году над темой «Уральские
пельмени». Узнали не только, как и откуда
так как целью и задачами работы по крае- появились пельмени, различные рецепты
пельменей, но подняли вопрос об утере
ведению является сохранение духовных, семейной традиции коллективного изго-
товления пельменей за большим столом,
исторических и культурных ценностей; как это было еще 50-60 лет назад.
воспитание чувства патриотизма к своей В другой работе – «Уральская ря-
бинушка» (2016 г.) мы рассматривали об-
малой Родине и к стране в целом; воспита- раз рябины как символа Урала. Изучая об-
раз рябины в литературе, живописи, при-
ние у учащихся уважения и интереса к ис-
тории родного края, традициям и обычаям
русского народа; воспитание духовной
культуры человека как общей культуры
взаимоотношений людей.
Каждый уровень занятий по краеве-
дению – не только ступень освоения зна-
ний обучающимися, теоретических и прак-
тических основ поисково-
исследовательской, экскурсионной дея-
тельности, но и ступень развития личности
воспитанника и его творческих способно-
стей через активное освоение историко-
культурного наследия.
В ходе работы над темой исследова-
ния школьник учится понимать взаимо-
связь исторических эпох и своей причаст-
73