Page 69 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 69
ПРОЕКТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи: целесообразным при работе по самым раз-
1. Обобщить историко-культурную нообразным программам как музыкально-
и музыковедческую информацию, раскры- го, так и дополнительного образования.
вающую специфику музыкальной культу- Казачий музыкально-песенный
ры уральского и оренбургского казачества. фольклор отражает жизнь казака в его раз-
2. Раскрыть особенности ряда жан- нообразных проявлениях, что проявляется в
ров музыкального фольклора уральского и жанровом своеобразии песен уральских ка-
оренбургского казачества (эпические, заков. Это и стало основой структуры и со-
строевые, исторические, обрядовые и ка- держания данного учебно-методического
лендарные песни, бытовая лирика), их хо- пособия.
реографии и инструментальной музыки. Содержание и структура учебного
3. Раскрыть содержание методики ос- пособия. Предлагается следующая темати-
воения современными подростками традици- ка глав.
онных культурных и художественных ценно- Глава 1. «На краю Руси обширной…» (осо-
стей средствами музыкальной культуры бенности бытования музыкального фольк-
уральского и оренбургского казачества. лора уральских и оренбургских казаков).
Материал данного учебного посо- Глава 2. «Как во далече, да подалече…»
бия может быть использован учителем как (эпические песни).
в аудиторной, так и во внеклассной работе. Глава 3. «Невольно помнятся походы…»
В учебном процессе эти материалы (строевые песни).
могут использоваться на таких предметах Глава 4. «Друзья, в едино соберемся!» (ис-
учебного цикла, как «Музыка», «История и торические песни).
культура казачества», «Фольклор», «Этно- Глава 5. «Ты гуляй, гуляй, гуляньице
графия», «Краеведение» и др. моё…» (бытовая лирика уральских и орен-
Более разнообразны формы исполь- бургских казаков).
зования материалов данного учебно- Глава 6. «Веселы привалы, где казаки запе-
методического пособия во внеклассной валы!» (обрядовые и календарные песни).
работе. Это могут быть: этнографические Глава 7. «Карапет мой, карапет» (особенно-
кружки (сбор материалов по традиционной сти хореографии и инструментальной му-
казачьей музыкальной культуре); проведе- зыки уральских и оренбургских казаков).
ние научно-практических конференций; Глава 8. Методика освоения подростками
выпуск газет, радиогазет; лекторий; прове- традиционных культурных и художествен-
дение классных часов; организация воспи- ных ценностей средствами музыкальной
тательной работы летних казачьих лаге- культуры уральского и оренбургского каза-
рей; организация народных праздни- чества [2].
ков; фольклорные ансамбли; смотры, кон- Данное учебно-методическое посо-
курсы, фестивали народного казачьего ис- бие способствует решению задачи духов-
кусства и т.д. но-нравственного и гражданско-
При этом, фактологический матери- патриотического воспитания подрастаю-
ал, приведенный в издании, может быть щего поколения.
Литература
1. Бондарь Н.И., Жиганова С.А. Фольклор и этнография кубанского казачества : учеб.
пособие. Краснодар : Издательство Традиция, 2009. 128 с.
2. Кашина Н.И. Музыкальный фольклор уральского и оренбургского казачества: учебное
пособие для учителей, работающих в учебных заведениях и классах с казачьим кадет-
ским компонентом / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2016. 58 с.
3. Кашина Н.И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художествен-
ных ценностей : монография / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2014.
183 с.
69