Page 68 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 68

ПРОЕКТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ется комплексный подход к формирова-           Таким образом, система казачьего
нию у учащихся представления о фолькло-
ре и традиционной культуре кубанского          образования направлена на освоение обу-
казачества как целостной многофункцио-
нальной системе жизнеобеспечения наро-         чающимися традиций и ценностей культу-
да. Одной из задач является формирование
у детей представлений о ценностных осно-       ры казачества, их духовно-нравственное и
вах традиционной культуры.
                                               гражданско-патриотическое воспитание. В
         В них рассмотрены возможности
практических занятий (реконструкция            этом процессе используется, наряду с дру-
фрагментов различных традиционных ка-
зачьих обрядов, исполнение образцов иг-        гими средствами народной художествен-
рового казачьего фольклора, движений
традиционных казачьих танцев, разучива-        ной культуры, казачий музыкальный
ние песен, попевок, закличек, разыгрыва-
ние сценок и сказок и т.д.), которые на-       фольклор.
правлены на «проживание» учащимися
традиций кубанского казачества, на вос-        В практике казачьего образования
приятие фольклора как синтетической ху-
дожественно-образной системы, а каждого        есть попытки создания программ и учеб-
фольклорного образца в соответствующем
бытийном контексте.                            ных пособий, направленных на освоение

         Организуемые педагогами встречи       фольклора и этнографии казачества Дона и
с казачьими атаманами и членами правле-
ния современных казачьих обществ Куба-         Кубани. Но практически полностью отсут-
ни позволяют юным казакам ощутить свою
сопричастность к войсковому сословию,          ствует учебно-методический базис по ос-
способствуют формированию у них основ-
ных воспитательных ценностей казачьей          воению детьми и молодежью народной ху-
культуры, чувства патриотизма, гордости
за принадлежность к казачеству. Встречи с      дожественной культуры других локально-
солистами и участниками фольклорных
казачьих коллективов станицы и хутора          региональных традиций, в том числе орен-
(являющимися носителями и хранителями
казачьих народно-музыкальных традиций),        бургского и уральского казачества.
способствуют «перениманию» учащимися
исполнительской манеры, свойственной           Не смотря на то, что музыкальная
кубанскому казачеству, которая не фикси-
руется в нотной записи, а передается от        культура уральских и оренбургских казаков
поколения к поколению устным путем.
Организуемые педагогами детские фольк-         является центром многих культурологиче-
лорно-этнографические экспедиции спо-
собствуют расширению «этноинтонацион-          ских и музыковедческих исследований
ного словаря» (термин О.В. Пивницкой)
учащихся в рамках локально-региональной        (Т.И. Калужникова,            Е.И. Коротин,
казачьей музыкальной традиции. Но, к со-
жалению, данные программы не исполь-           О.Е. Коротин, Н.М. Савельева, Б. Хавторин,
зуются в практике дополнительного обра-
зования казаков в Уральском регионе.           С.Г. Шулежкова, Н.М. Щербанов и др.), в

                                               современных учебных заведениях с казачь-

                                               им кадетским компонентом Урала учителя

                                               сталкиваются с проблемой полного отсут-

                                               ствия методической литературы по инте-

                                               грации музыкально-песенных традиций

                                               казачества Урала в содержание общего му-

                                               зыкального образования и воспитания уча-

                                               щихся [3, 4, 5, 6].

                                               В связи с этим нами было создано

                                               учебное пособие для учителей, работающих

                                               в учебных заведениях и классах с казачьим

                                               кадетским компонентом «Музыкальный

                                               фольклор уральского и оренбургского каза-

                                               чества» [2].

                                               Цель                 данного        учебно-

                                               методического пособия – дать учителям,

                                               работающим в учебных заведени-

                                               ях/классах с казачьим кадетским компо-

                                               нентом, теоретическую и методическую

                                               базу для эффективного освоения учащи-

                                               мися музыкальной культуры уральского и

                                               оренбургского казачества и ее ценностного

                                               содержания.

                                           68
   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73