Page 68 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 68
ПРОЕКТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ется комплексный подход к формирова- Таким образом, система казачьего
нию у учащихся представления о фолькло-
ре и традиционной культуре кубанского образования направлена на освоение обу-
казачества как целостной многофункцио-
нальной системе жизнеобеспечения наро- чающимися традиций и ценностей культу-
да. Одной из задач является формирование
у детей представлений о ценностных осно- ры казачества, их духовно-нравственное и
вах традиционной культуры.
гражданско-патриотическое воспитание. В
В них рассмотрены возможности
практических занятий (реконструкция этом процессе используется, наряду с дру-
фрагментов различных традиционных ка-
зачьих обрядов, исполнение образцов иг- гими средствами народной художествен-
рового казачьего фольклора, движений
традиционных казачьих танцев, разучива- ной культуры, казачий музыкальный
ние песен, попевок, закличек, разыгрыва-
ние сценок и сказок и т.д.), которые на- фольклор.
правлены на «проживание» учащимися
традиций кубанского казачества, на вос- В практике казачьего образования
приятие фольклора как синтетической ху-
дожественно-образной системы, а каждого есть попытки создания программ и учеб-
фольклорного образца в соответствующем
бытийном контексте. ных пособий, направленных на освоение
Организуемые педагогами встречи фольклора и этнографии казачества Дона и
с казачьими атаманами и членами правле-
ния современных казачьих обществ Куба- Кубани. Но практически полностью отсут-
ни позволяют юным казакам ощутить свою
сопричастность к войсковому сословию, ствует учебно-методический базис по ос-
способствуют формированию у них основ-
ных воспитательных ценностей казачьей воению детьми и молодежью народной ху-
культуры, чувства патриотизма, гордости
за принадлежность к казачеству. Встречи с дожественной культуры других локально-
солистами и участниками фольклорных
казачьих коллективов станицы и хутора региональных традиций, в том числе орен-
(являющимися носителями и хранителями
казачьих народно-музыкальных традиций), бургского и уральского казачества.
способствуют «перениманию» учащимися
исполнительской манеры, свойственной Не смотря на то, что музыкальная
кубанскому казачеству, которая не фикси-
руется в нотной записи, а передается от культура уральских и оренбургских казаков
поколения к поколению устным путем.
Организуемые педагогами детские фольк- является центром многих культурологиче-
лорно-этнографические экспедиции спо-
собствуют расширению «этноинтонацион- ских и музыковедческих исследований
ного словаря» (термин О.В. Пивницкой)
учащихся в рамках локально-региональной (Т.И. Калужникова, Е.И. Коротин,
казачьей музыкальной традиции. Но, к со-
жалению, данные программы не исполь- О.Е. Коротин, Н.М. Савельева, Б. Хавторин,
зуются в практике дополнительного обра-
зования казаков в Уральском регионе. С.Г. Шулежкова, Н.М. Щербанов и др.), в
современных учебных заведениях с казачь-
им кадетским компонентом Урала учителя
сталкиваются с проблемой полного отсут-
ствия методической литературы по инте-
грации музыкально-песенных традиций
казачества Урала в содержание общего му-
зыкального образования и воспитания уча-
щихся [3, 4, 5, 6].
В связи с этим нами было создано
учебное пособие для учителей, работающих
в учебных заведениях и классах с казачьим
кадетским компонентом «Музыкальный
фольклор уральского и оренбургского каза-
чества» [2].
Цель данного учебно-
методического пособия – дать учителям,
работающим в учебных заведени-
ях/классах с казачьим кадетским компо-
нентом, теоретическую и методическую
базу для эффективного освоения учащи-
мися музыкальной культуры уральского и
оренбургского казачества и ее ценностного
содержания.
68