Page 75 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 75
ПРОЕКТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. В. Свалухин
г. Екатеринбург
ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский ка-
детский корпус войск национальной гвар-
дии Российской Федерации»
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
АННОТАЦИЯ. В статье ставится проблема формирования социального института наставниче-
ства. Автор анализирует роль наставника в подготовке патриотических проектов воспитанников.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: наставничество, кадетское образование, патриотизм, проект
Патриотизм – это любовь к Родине, Если воспитатель не станет настав-
преданность своему Отечеству, стремле- ником, то он упустит множество дополни-
ние служить его интересам и готовность, тельных средств воздействия на ученика,
вплоть до самопожертвования, к его защи- на воспитуемого. Наставник – воспита-
те. На личностном уровне патриотизм вы- тель, учитель.
ступает как важнейшая устойчивая харак-
теристика человека, выражающаяся в его Наставничество не просто важный
мировоззрении, нравственных идеалах, элемент – это стержень и направляющие
нормах поведения. На макроуровне пат- пути любого взрастающего и ищущего по-
риотизм представляет собой значимую коления, а значит опора жизни любого че-
часть общественного сознания, проявляю- ловека и общества. Актуальным сегодня
щуюся в коллективных настроениях, чув- становится воссоздание системы настав-
ствах, оценках, в отношении к своему на- ничества, в том числе в образовании. Осо-
роду, его образу жизни, истории, культу- бенно это значимо для самоопределения
ре, государству, системе основополагаю- молодого человека, которому еще нужно
щих ценностей. научиться видеть для себя жизненные пути
и примеры состоявшего поколения, нахо-
Актуальность проблемы заключает- дить настоящих друзей в этом поколении и
ся в том, что современное молодое поколе- перенимая у них лучшие традиции и цен-
ние мало знают о родном городе, стране, ности твердо держаться на своей позиции.
особенностях народных традиций, часто
равнодушны к близким людям, в том числе Без сложившейся в образовательной
к товарищам по группе, редко сострадают организации системы наставничества не-
чужому горю. Явно недостаточной является возможно по-настоящему оказать под-
работа с родителями по проблеме нравст- держку молодому поколению, без под-
венно-патриотического воспитания в семье. держки наставников молодежи сложно го-
ворить о державности и величии самого
Мировоззрение педагога, его лич- государства.
ный пример, взгляды, суждения, активная
жизненная позиция – самые эффективные Выделение и формирование настав-
факторы воспитания. К.Д. Ушинский пи- ничества как социального института было
сал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна вызвано растущими потребностями обще-
положительная пища, кормить его нена- ства в создании специальных учебно-
вистью, отчаянием и презрением может воспитательных учреждений, в теоретиче-
только человек, не понимающий потреб- ском осмыслении и обобщении стихийно
ности детства» [1]. Но никакие знания вос- складывающегося опыта обучения и вос-
питателя не дадут эффекта, если сам он не питания подрастающих поколений, специ-
будет любить свою страну, свой город, альная подготовка их к жизни.
свой народ. В воспитании все должно ос-
новываться на личности воспитателя. Наставник – человек, обладающий
определенным опытом и знаниями, высо-
ким уровнем коммуникации, стремящийся
помочь своему подопечному приобрести
75