Page 67 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 67
ПРОЕКТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. И. Кашина
г. Екатеринбург
Уральский государственный
педагогический университет
ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА УРАЛА
И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
АННОТАЦИЯ. В статье представлен опыт изучения музыкальной культуры уральского и орен-
бургского казачества, обобщенный в научных исследованиях и созданных на их основе учебных
пособиях автора.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история казачества, музыкальная культура, учебное пособие, задачи
духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения
С начала 1990-х в российском обра- политической устойчивости и проявлении
зовательном пространстве стали появлять- инициативы всеми группами населения [7].
ся образовательные учреждения, которые
ставили перед собой задачу не только ос- Цель казачьего образования – каза-
воения школьниками истории и культуры чий воспитательный идеал (высоконравст-
казачества, но и сохранения и воспроиз- венный, творческий, компетентный, ответ-
водства казачьей культуры – казачьи шко- ственный и социально активный гражда-
лы, воскресные школы, казачьи классы на нин России, готовящийся для службы Оте-
базе средних общеобразовательных школ, честву на военном и гражданском попри-
казачьи кадетские корпуса, казачьи воен- щах, укорененный в Православной Вере,
но-патриотические центры, казачьи лицеи, казачьей культуре, традициях казачьего
казачьи православные лицеи, казачьи мо- воинского, трудового и общественного
лодежные клубы, казачьи конно- служения) [8].
спортивные школы.
В «Концепции духовно-
При создании казачьих кадетских нравственного развития, воспитания и со-
корпусов первоначально преследовались циализации обучающихся в казачьих ка-
две цели, взятые из истории этих учебных детских корпусах» [8] указывается на ба-
заведений: военно-патриотическое воспи- зовые казачьи ценности (православные ду-
тание и образование подрастающего поко- ховные идеалы, основные нравственные
ления и воспитание и обучение детей из нормы, моральные установки, базирую-
малообеспеченных семей, сирот и т.д. щиеся на культурно-исторических тради-
циях казачества, передаваемые от поколе-
Сегодня система казачьего образо- ния к поколению, обеспечивающие возро-
вания – неотъемлемая часть российского ждение казачества, его активное и успеш-
образования, связывающая его с традиция- ное участие в модернизации России) –
ми казачества, соединяющая идеи россий- патриотизм, Православие, русская право-
скости образования, социокультурной славная церковь, казачья доблесть, соци-
адаптации казачества, многоуровневости и альная солидарность, гражданственность,
непрерывности образовательного процесса. семья, образование и наука, воинское слу-
жение, труд и творчество, природа, чело-
Актуальность развития системы ка- вечество).
зачьего образования в современных усло-
виях обусловлена потребностью общества в В педагогической литературе суще-
сохранении и развитии системы мировоз- ствуют авторские программы, методиче-
зренческих ценностей, которые многие сто- ские пособия и разработки по дополни-
летия определяли жизнь народа, и потреб- тельному образованию детей, основанные
ностями государства в социально- на идее освоения ими музыкальной куль-
туры казачества [1, 9]. В них предполага-
67