Page 47 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 47
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
О. В. Пшеницына
г. Каменск-Уральский,
средняя школа № 38
ПРОЕКТ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается применение метода проектов на уроках истории и во
внеурочной деятельности. Описан конкретный опыт реализации проектов в кадетских классах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектная деятельность, патриотическое воспитание, кадеты, вне-
урочная деятельность
Цель Стратегии развития воспита- кивают педагогов к поиску инновацион-
ния в Свердловской области создать – ин- ных форм учебной деятельности, интерак-
новационную систему воспитания и со- тивных методов обучения, и в том числе –
циализации детей и молодежи, основан- к применению проектов. Работа над проек-
ную на достижениях современной науки, тами является одним из самых перспек-
отвечающую требованиям общества и го- тивных видов деятельности учащихся по
сударства, основанную на взаимодействии овладению оперативными знаниями в про-
всех субъектов социализации детей и мо- цессе социализации. В процессе работы
лодежи, обеспечивающую развитие и са- над проектом учащиеся интегрируют ин-
моразвитие личности в динамично ме- формацию смежных дисциплин, ищут бо-
няющемся мире. лее эффективные пути решения задач про-
екта, общаются друг с другом. Совместная
Одной из задач Стратегии является деятельность реально демонстрирует ши-
создание условий для формирования у де- рокие возможности сотрудничества, в ходе
тей и молодежи патриотического сознания. которого учащиеся ставят цели, определя-
Стратегическими направлениями развития ют оптимальные средства их достижения,
системы воспитания определеныграждан- распределяют обязанности, всесторонне
ско-патриотическое воспитание и форми- проявляют компетентность личности.
рование гражданской идентичности; се-
мейное воспитание и его педагогическое В своей практике на уроках истории
сопровождение; расширение информаци- я применяю следующие виды проектов:
онных ресурсов субъектов и организаций, исследовательские, поисковые, творче-
занимающихся реализацией научно обос- ские, и др.; монопроект (в рамках одной
нованных программ воспитания детей и области знания); межпредметный проект;
молодежи. по количеству участников проекта: лично-
В средней школе № 38 города Ка- стные, парные, групповые; по продолжи-
менска-Уральского с 2003 года обучаются тельности выполнения проекта: кратко-
кадеты пожарные-спасатели. срочные, среднесрочные, долгосрочные.
Одной из ведущих воспитательных Результаты проектной работы уче-
функций школы является воспитание пат- ники представляют в форме доклада, пре-
риотизма. Девизом школы являются слова зентации, видеофильма, альманаха, родо-
«Уважая прошлое, живём настоящим, ве- словной и т. д.. Выбор формы проекта оп-
рим в будущее!» ределяется его темой, целью, содержани-
Миссия школы: воспитание граж- ем, общим замыслом автора.
данина, здорового нравственно и физиче- Особенности моей работы по ис-
ски, готового к служению Отечеству на пользованию проектной технологии за-
гражданском и военном поприще, форми- ключаются в том, что я работаю над мас-
рование кадрового резерва структур МЧС. штабными проектами: коллективными и
Огромные объемы учебного мате- индивидуальными. Так, в 6-7 классах
риала, высокие требования к выпускникам предлагается работа над групповым твор-
и учителю в современной школе, подтал- ческим проектом, например, «Средневеко-
47