Page 99 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 99

тельную деятельность, через сознательное участие в ней, через создание
особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления
можно достичь результата. Реализация указанного подхода возможна при
условии использования личностно-ориентированных, информационно-
коммуникативных и проектной технологий. Проиллюстрируем все вы-
шесказанное примером работы над темой «Идея «Слова о полку Игореве».
Образ князя Игоря» в рамках урока изучения нового материала в 9 классе,
отталкиваясь от того, что именно литература приобщает обучающихся к
общечеловеческим ценностям, духовному опыту русского народа, расши-
ряет их представления о богатстве и многообразии художественной куль-
туры, духовном и нравственном потенциале многонациональной России.7

    Первый этап урока – постановка учебной задачи (импульс, мотива-
ция) – заключается в создании учебной проблемной ситуации, позволя-
ющей выявить противоречие между тем, что учащийся знает, и тем, что
ему предстоит узнать. Учитель предоставляет «конфликтный», спорный
материал, фиксирует выдвинутые учащимися гипотезы. Задача учителя –
мотивировать кадет к познанию нового материала, пониманию и осмысле-
нию базовых ценностей русского народа, осознанию роли человека в мире.
Задача обучающихся – выявить возникшие интеллектуальные затрудне-
ния, противоречия, дефицит знаний. Для решения поставленных задач
кадетам предлагается работа с таблицей «Знаю – хочу узнать – узнал». Уча-
щиеся работают в микрогруппе, определяют известное и, пользуясь текс-
том «Слова о полку Игореве», заполняют первую графу таблицы («Знаю»),
в которой указываются: 1) главные герои – исторические лица; 2) другие
исторические лица, упоминаемые в «Слове»; 3) города; 4) реки; 5) истори-
ческие события; 6) предзнаменования; 7) идея «Слова».

    Затем происходит обсуждение и первичное осмысление содержания
(учащиеся вспоминают, в каком контексте упоминаются герои и географи-
ческие названия, читают небольшие отрывки из текста), после чего учитель
демонстрирует слайд презентации, на котором представлены правильные
ответы на все вопросы, за исключением вопроса 7, на который пока нет
окончательного ответа. Затем идет заполнение второй графы таблицы (это
и есть целеполагание учащихся, их внутренние потребности в дальнейшей
деятельности), затем демонстрируется слайд, на котором представлены
цели урока. Учащиеся могут сопоставить цели, соответствующие уроку,
со своими личными запросами, поэтому учителю необходимо определить
общую зону целей.

7 Примерные программы по учебным предметам. Литература. – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, 2011. – С. 3, 4.

                                            97
   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104