Page 101 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 101
На уроке используется прием «яркое пятно» – прослушивание арии
князя Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь» и устное эссе «Каким я
представляю себе князя Игоря, как он относится к своей Родине?».
Успешно проходит и творческая работа (мини-проект): нарисовать об-
ложку к новому изданию «Слова», подготовить комментарий. Учащиеся
комментируют свою обложку, рассказывают о героях, фрагментах «Сло-
ва», представленных на обложке, об идее, которую они хотели выразить.
Систематизировать понятия, увидеть взаимосвязи позволяет составление
кластера: в центре схемы – слово, которое отражает центральную идею
«Слова» (единение). Задание обучающимся – закончить кластер, показать,
какие герои «Слова» выражают эту идею? (Святослав, Ярославна, Игорь,
автор). Учащиеся дополняют кластер, обсуждают, проговаривают основ-
ные положения, обсуждают выполненную работу со всем классом.
Заключительный этап занятия – рефлексивно-оценочный, на котором
учащиеся оценивают свою деятельность с точки зрения усвоения и осмыс-
ления предметного содержания и общего способа умственной деятель-
ности, осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Учитель побуждает учащихся оценить меру своего личного продвижения
к цели и успех класса в целом. Учащиеся определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи
урока, отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают
оценочные суждения, отмечают успешные ответы, интересные вопросы,
продуктивную или непродуктивную работу группы, выставляют оценки
согласно оценочной ведомости.
На этом этапе можно использовать рефлексивные вопросы: Что показа-
лось вам сегодня трудным? Что в изученном сегодня для вас самое главное?
Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны? Какие новые мысли,
чувства у вас появились? Были ли у вас моменты радости, удовлетворения
от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой? Какую
пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста? Что из того, что вы
узнали, пригодится в жизни? В ходе урока используется также прием «Теле-
грамма» (составить текст телеграммы, которую мог бы отправить из плена
князь Игорь) и эссе «Мое золотое слово, или Как я отношусь к России?».
Заинтересованное участие кадет в обсуждении заданной темы в це-
лом, эмоциональные оценки, готовность к сопереживанию, проявленное
чувство уважения к отечественной истории и ее героям, интерес к одно-
му из самых ярких произведений древнерусской литературы убедительно
показывают, насколько важна литература как учебный предмет образова-
тельного процесса, насколько велика ее роль в патриотическом и духовно-
нравственном воспитании юных граждан России.
99