Page 100 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 100
Второй этап урока – поиск способов решения учебной задачи, проек-
тирование деятельности, определение средств деятельности – связан с
постановкой целей урока, определением средств, алгоритма деятельности
и прогнозируемого результата. Учитель предоставляет достаточное коли-
чество материала, побуждающего к высказыванию предложений о спосо-
бах изучения темы, предлагает учащимся самим составить план действий.
Учащиеся работают в группах: обобщают результаты наблюдения, состав-
ляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые
для открытия нового знания, обсуждают проблемы, связанные с такими
ценностями, как патриотизм, вера в лучшие силы русского народа. Опре-
деляется порядок работы над написанием эссе «Мое золотое слово»: Что
мы должны знать для написания эссе? Что удобнее использовать сегодня
на уроке – план или схему? Почему? Что надо сделать, чтобы эссе не было
скучным? Давайте сделаем эссе ярким, образным, запоминающимся, инте-
ресным. Что для этого нужно? Как вы понимаете идею патриотизма, зало-
женную в «Слове о полку Игореве»?
Третий этап – решение учебной задачи – складывается из нескольких за-
даний, при этом важно, чтобы «открытие» новых понятий учащимися шло
поэтапно и каждый этап сопровождался четкими выводами, сделанными
учащимися. Учитель побуждает учащихся к объяснению фактов, событий,
поступков героев, противоречий между ними, стимулирует активное уча-
стие всех детей в поисковой и творческой деятельности. Учащиеся обсуж-
дают прочитанное, предлагают варианты решения проблем, выразительно
читают отрывки из произведения, обосновывают свой выбор или несогла-
сие с мнением других. Для этого используются вопросы и задания: Можно
ли назвать образ князя Игоря идеальным? Какие нравственные вопросы
решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении? Почему
автор называет свою повесть «трудной»? Что означает понятие «человек,
который любит свою родину»? Почему автор не пишет о том, как Игорь
попал в плен? Прочитайте разные переводы плача Ярославны. Какое на-
строение они передают? Какие чувства вы испытываете, читая плач Ярос-
лавны? Сравните изображения Ярославны современных художников с об-
разами, созданными художниками XIX и XX вв. В чём разница? Почему?
Зачем автор помещает эпизод «сон Святослава» в «Слово...»? Летописец не
воздаёт славу Игорю, а автор «Слова...» заканчивает произведение просла-
влением князя. Почему?
Представители микрогрупп сообщают о результатах коллективной
поисковой творческой работы, отвечают на вопросы учащихся из других
микрогрупп, сопоставляют свои открытия с другими, фиксируют свое «от-
крытие», оценивают правильность выводов, решений.
98