Page 89 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 89

нию ценностей здорового образа жизни у младших школьников в рамках
областного проекта «Будь здоров!».

    Таким образом, одна из составляющих профессионального станов-
ления будущих специалистов – понимание и признание педагогических
принципов и ценностей при организации образовательной деятельно-
сти по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, в том числе в
кадетских (казачьих) классах. Не искусственное изучение, а погружение
в эту культуру. В современных условиях использование имеющегося бо-
гатейшего опыта кадетского (казачьего) воспитания является одним из
основных направлений в духовно-нравственном становлении молодежи,
формировании гуманистических, социально значимых ценностей и об-
разцов гражданского поведения, толерантного сознания. Как отмечает
В.С. Леднев, к числу базовых компонентов структуры личности относятся
духовно-нравственная – личностное новообразование, которое несет осо-
бую функциональную нагрузку.21 Именно она отражает направленность
мировоззрения личности, его отношение к себе и окружающему миру.
Именно поэтому духовно-нравственное развитие занимает ведущее место
в формировании личности, которое затем оказывает огромное влияние на
умственное развитие, трудовую подготовку, физическое развитие и на вос-
питание эстетических чувств и интересов личности. Таким образом, про-
фессиональное становление педагога можно рассматривать как развитие
интеллектуальной (профессиональные знания, способы деятельности),
эмоциональной (эмоциональное состояние), действенно-волевой (прак-
тическая готовность, волевая саморегуляция), духовно-нравственной (мо-
тивы, потребности, ценностные ориентиры, рефлексивная культура) сфер
личности педагога. Личностная позиция педагога, его отношение к своей
профессии, обучающимся, к своему внутреннему состоянию – все эти па-
раметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и в ко-
нечном итоге на развитии личности обучающегося.

    Меняется форма общественного устройства, меняется мораль, а нравс-
твенность остается вечной категорией. Таким образом, педагог не только
должен обладать знаниями в области духовно-нравственного воспитания,
но и выступать образцом для подражания.

21 Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев //
Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6. – С. 3–6.

                                            87
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94