Page 347 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 347

рядом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учите-
ля. Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего
лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в
каждом ребенке...».31

    Как же сделать процесс гражданского воспитания детей более дей-
ственным? Конечно, путем личного примера взрослых, соблюдения ими
законов и норм государственной и общественной жизни, вовлечения де-
тей в общественно-полезную деятельность, участие в органах школьного
соуправления и ученического самоуправления, социальных проектах и т.д.

    Семья – традиционная ценность в российском обществе, в основе кото-
рой лежат любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода. В постсоветское время институт се-
мьи в значительной мере девальвировался, и семья перестала в достаточной
мере выполнять свои социальные и воспитательные функции. Философы
Л.Н. Боголюбов, П.С. Гуревич и их коллеги выделяют ряд проблем, касаю-
щихся семьи в современной России: изменение ценностных установок – «се-
мья и дети для конкретной личности имеют сегодня более низкую, чем во
времена наших предков, «экономическую ценность», увеличение возраста
вступающих в брак (связано со стремлением молодожёнов обрести финан-
совую и материальную основу для семейной жизни и получением образова-
ния); увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребёнка
(желание сделать карьеру, добиться материального благополучия); увели-
чение количества разводов: в среднем в России ежедневно регистрируют-
ся 3616 браков и 1534 развода, в результате чего без одного из родителей
остаются 1288 детей (объясняется это пьянством или наркоманией одного
из супругов, конфликтами и скандалами, плохими отношениями с родствен-
никами мужа или жены, изменами мужа или жены и др.): увеличение случа-
ев жестокого обращения с детьми. По мнению ученых, в указанных мотивах
есть общая черта — отсутствие у супругов должной социально-психологи-
ческой подготовки к браку, выполнению семейных ролей. Эти же авторы
актуализируют проблему увеличения детей, родившихся вне брака (за 1994–
2000 г. их доля возросла с 19,6% от общего числа родившихся до 27,9%), и
подчеркивают одно из важных последствий такой ситуации – отсутствие у
ребёнка положительного образца для освоения роли семьянина.32

31 Соловейчик С. Л. Человек свободный // Дьюи Д. От ребенка – к миру, от мира – к
ребенку / сост., вступ. ст. Г. Б. Корнетов. – М.: Карапуз, 2009. – С. 257.
32 См.: Боголюбов Л. Н. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учрежде-
ний: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] / под
ред. Л. Н. Боголюбова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С. 194, 195, 196, 197; Гуревич
П. С., Николаева Е. З. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учрежде-
ний. – М.: Мнемозина, 2008. – С. 125.

                                           345
   342   343   344   345   346   347   348   349   350   351   352