Page 351 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 351
му мнению и не агрессивны».40 К сожалению, спустя почти 20 лет после
этих слов мы вынуждены констатировать: низкая культура россиян сохра-
няется, а агрессивность людей по отношению друг к другу, людям иной на-
циональности возросла многократно.
Человек высокой культуры не появляется сам по себе – он впитыва-
ет культуру окружающих людей (родителей, педагогов, сверстников). Это
культура взаимоотношений, поведения, речи, отношения к природе и т.д.
Не последнюю роль в воспитании человека культуры играют литература,
театр, музыка, живопись, кино и другие виды искусства. Между тем даже
москвичи, имеющие самые широкие возможности для приобщения к цен-
ностям культуры, не могут похвастаться своими достижениями. Так, по
подсчетам Департамента культуры Москвы (2012, опрошено 6 тыс. чел.),
60% жителей столицы никогда не были в музее, а 40% – в театре.41 В этих
условиях Департамент образования Москвы приступил к разработке про-
граммы, направленной на то, чтобы отвлечь от компьютера и телевизора
не только московских школьников, но и их родителей. Предполагаются
бесплатные билеты на такие культпоходы, объявлен конкурс на лучшую
постановку спектаклей, рассчитанных на молодую аудиторию, планирует-
ся адаптировать классические пьесы так, чтобы школьники ходили в театр
с удовольствием и сами привлекали родителей к таким культпоходам.42
Следует отметить, что еще в начале 2000-х гг. исследователи констати-
ровали, что около 90% жителей села и 80% горожан страны не бывают на
спектаклях, в художественных музеях и на выставках, 75% не посещают
музыкальные концерты, 35% горожан и около 70% селян практически не
читают художественную литературу, и делали вывод, что почти 90% граж-
дан России пребывают в состоянии крайней эстетической неразвитости.43
Между тем еще А.С. Макаренко отмечал: «... если родители получают удо-
вольствие, ходят в театры, ходят в гости, шьют себе хорошее платье, то это
40 Русское красноречие: Хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов
общеобразовательных школ / авт.-сост. Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. – Екатеринбург:
ИД «Сократ», 2002. – С. 176.
41 Исследование «Мониторинг культурной жизни Москвы» [Электронный ресурс] Ре-
жим доступа: http://www.osd.ru/osdforum.asp?fid=7&tid=306416 (дата обращения: 31.
08.2016).
42 Московские чиновники заставят родителей ходить с детьми в театр [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.wellnews.ru/culture/theaters/7080-moskovskie-
chinovniki-zastavyat-roditeley-hodit-s-detmi-v-teatr.html (дата обращения: 31.08.2016).
43 См.: Андрюхина Л. М., Огоновская И. С. Правовая культура в системе ценностей
современного образования // Право и мораль: тезисы докладов и сообщений науч-
но-практической конференции (23 апреля 2002 г.). – Екатеринбург: Институт развития
регионального образования, 2003. – С. 16.
349