Page 352 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 352

хорошее воспитание для их детей. Родители на глазах у детей должны жить
полной радостной жизнью...».44

    Высокая духовность – необходимое качество и для педагога, именно это
в первую очередь должно отличать его от представителей других профес-
сий. И в этом случае общекультурный уровень представителей педагоги-
ческого сообщества тоже играет большую роль. Вместе с тем проведенное
нами в 2010–2012 гг. исследование с выборкой 230 учителей Свердловской
области показало, что 2–3 раза в год посещают театр, музеи и различные
выставочные залы только 10% педагогов, один раз – 23%, остальные не
посещают указанные учреждения вообще. Серьезную художественную
литературу читают только 16% педагогов, а передачи канала «Культура»
интересны 18% наших респондентов. В качестве причин такого отношения
к повышению собственного культурного уровня называются отсутствие
желания, времени, возможности, необходимость заниматься написанием
различного рода бумаг.45 Конечно, в личностном плане непосещение те-
атра или музея не может серьезным образом повлиять на духовно-нрав-
ственные качества педагога или родителя, но воспитательным антиприме-
ром для детей это может быть.

    Завершая разговор о базовых национальных ценностях, снова обратим-
ся к В.А. Сухомлинскому: «Слово учителя приобретает воспитательную
силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все
другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и
благородством».46 Вывод один: старшие – родители и педагоги – должны
стать носителями базовых национальных ценностей, тогда и наши дети бу-
дут восприимчивы к ним.

44 Макаренко А. С. Книга для родителей. – М.: изд-во «Правда», 1986. – С. 13.
45 См: Огоновская И. С. Современный педагог: к проблеме интеллектуальности и ин-
теллигентности // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России:
материалы VI Всероссийских научных чтений. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2012.
46 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Изд. третье. – Киев: изд-во «Радяньска
школа», 1973. – С. 212.

                                           350
   347   348   349   350   351   352   353   354