Page 346 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 346

объеме, если есть возможность уклониться (Левада-центр, 2015),27 более
650 тыс. детей в России являются сиротами, при этом 70% из них – это си-
роты социальные, то есть дети при живых родителях.28

    Позиция взрослых естественным образом преломляется в сознании де-
тей и молодежи. Так, по исследованиям И. Зайцевой, 73,3% студенческой
молодежи убеждены в том, что главное в жизни – собственные интересы,
и только 8,3% отдают предпочтение общественным делам.29

    В русле заданной нами темы важен и разговор о гражданской позиции
педагога, которая характеризуется прежде всего свободным волеизъявле-
нием, наличием собственного мнения, активной гражданской позицией,
желанием воспитывать обучающихся настоящими патриотами и гражда-
нами своей страны. В этом направлении есть грустные наблюдения авто-
ра данной статьи: педагоги стали более пассивными в отстаивании своих
прав на свободу мысли, убеждений. Люди предпенсионного и пенсионного
возраста боятся потерять работу, учителя всех возрастов все чаще стал-
киваются с ситуацией, когда «работодатель» (директор образовательного
учреждения) выступает в роли единственного арбитра в той или иной си-
туации, когда рефрен «не нравится – увольняйтесь» является для руковод-
ства образовательного учреждения единственным способом решить каку-
ю-либо проблему, когда профсоюзные организации не выполняют свою
основную задачу (представление и защита социально-трудовых прав и
профессиональных интересов работников образования) и действуют в ин-
тересах работодателя. Обсуждая «на кухне» существующие в системе об-
щего образования проблемы, педагоги отказываются в письменном виде
излагать свои претензии к администрации, открыто выступать против
административного субъективизма и волюнтаризма, ставить подписи под
какими-либо обращениями. Следствием снижения гражданской ответ-
ственности и зависимости учительского сообщества от власти являются и
широко известные факты принуждения педагогов к фальсификации выбо-
ров.30 В связи с этим хочется вспомнить слова С.Л. Соловейчика, который
напоминал: «Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть

27 «Левада-Центр»: около четверти россиян считают возможным для себя уклонение от
налогов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://urbc.ru/1068041766-levada-centr-
okolo-chetverti-rossiyan-schitayut-vozmozhnym-dlya-sebya-uklonenie-ot-nalogov.html
(дата обращения: 14.08.2016).
28 Сколько детей воспитывается в детских домах России [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://otvet.mail.ru/question/82133496 (дата обращения: 12.09.2016).
29 Крапивко Е. Н. Переоценка ценностей в студенческой среде современной России
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2038
(дата обращения: 12.09.2016).
30 См.: Гармажапова А. Учительницы говорили правду // Новая газета на Урале. 2012.
17 мая. – С. 6.

                                           344
   341   342   343   344   345   346   347   348   349   350   351