Page 348 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 348
Семья как духовно-нравственный институт является хранителем мо-
рального климата памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти
культурной. Об этом писал Д.С. Лихачев: «Семейные фотографии – это
одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания де-
тей, да и взрослых. Уважение к могилам предков. Уважение к труду наших
предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их
песням и развлечениям. Все это дорого нам. И подобно тому, как личная
память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его
личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть
наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так
историческая память народа формирует нравственный климат, в котором
живет народ».33
Что же поможет нашим детям воспринимать институт семьи как базо-
вую национальную ценность? Опять же пример взрослых: уважительное
отношение к браку, институтам отцовства и материнства, культивиро-
вание в семье позитивного отношения к традиционным семейным нрав-
ственным ценностям (любовь, верность, терпение, забота о ближних и
др.); бережное отношение к членам рода, семьи; уважительное отношение
к жизненному опыту представителей старших поколений; изучение ро-
дословной и сохранение исторических источников по истории семьи; со-
вместный труд детей и взрослых, общая забота о здоровье членов семьи и
многое другое.
Труд и творчество как базовые национальные ценности предполагают
уважение и творческое отношение к труду и созидательной деятельности в
целом, целеустремлённость и настойчивость, понимание значимости тру-
да и творчества в жизни человека и развитии человеческого общества; ува-
жительное отношение к собственному труду и результатам труда других
людей; стремление к приумножению природных и рукотворных богатств
России; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
стремление к сотрудничеству со сверстниками и людьми более старшего
возраста; понимание ценности коллективного труда и умение работать в
коллективе, команде; владение навыками самообслуживания, самооргани-
зации, самостоятельной работы; проявление настойчивости в достижении
поставленной цели; отрицательное отношение к лености, безынициатив-
ности; самореализация в различных видах творческой деятельности. По
мнению С.Л. Соловейчика, «труд и должен быть основной формой вос-
питания – духовный труд, душевный, умственный и физический». Он же
пишет, что духовный труд – это стремление к добру, правде и красоте, ду-
шевный труд – это развитие эмоционально-волевой сферы – «веры в свои
33 Лихачев Д. С. Раздумья о России. – СПб.: изд-во «LOGOS», 2001. – С. 432.
346