Page 344 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 344

В продолжение разговора вновь обратимся к Ф.М. Достоевскому, ко-
торый писал в свое время о том, что наш народ «... с беспощадной силой
выставляет свои недостатки и перед целым миром готов толковать о своих
язвах, беспощадно бичевать себя. Иногда он даже несправедлив к себе – во
имя негодующей любви к правде, к истине».23 Отметим, что не последнюю
роль в формировании негативного отношения к России (прежде всего – к
СССР), ее истории, историческим личностям сыграли учителя и вузовские
преподаватели-обществоведы, которые в течение многих лет, особенно в
1990-е гг., были увлечены синдромом «обличения», поиском новых «чер-
ных» пятен, забывая о достижениях и свершениях советского народа. В ко-
нечном итоге именно в этот период сформировались несколько поколе-
ний россиян (в настоящее время являющихся родителями и педагогами),
испытывающих неприязнь к собственному Отечеству и передающих это
чувство детям.

    В этих условиях трудно, но возможно говорить о патриотизме как базо-
вой ценности россиян, и подразумевать под этим словом не слепую догма-
тическую любовь к Отечеству (а тем более – к государству, чиновникам), а
желание изменить жизнь в этом Отечестве в лучшую сторону, понимание
собственной ответственности за судьбу России в целом и окружающих
людей, в частности. Именно это может и должно стать объединяющим
педагогов, родителей и детей звеном. Актуальными представляются слова
А.С. Макаренко: «...Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для
вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством
растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... всё, что
совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить
к детям».24

    Что же делать в этом направлении? По нашем глубокому убеждению,
необходимо больше разговаривать с детьми: о ценностях, отношениях к
человеку, «трудных» вопросах отечественной истории, судьбах родствен-
ников, ошибках и достижениях страны, исторических личностей, праро-
дителей и родителей, о проблемах и перспективах современной России, об
ответственности каждого россиянина за свой дом, семью, край, Отечество.
А место для разговора может быть каким угодно: дома на кухне, в школе на
уроке, классном часе, на встрече с интересным человеком, на экскурсии по
родному городу, во время заграничной поездки и др.

    Гражданственность, на наш взгляд, может проявляться в политиче-
ской и правовой грамотности в вопросах государственного устройства,
социальной структуры российского общества; уважении к законам рос-

23 Лихачев Д. С. Заветное. – М.: Издательский, образовательный и культурный центр
«Детство. Отрочество. Юность», 2006. – С. 181.
24 Макаренко А. С. Книга для родителей. – М.: изд-во «Правда», 1986. – С. 27.

                                           342
   339   340   341   342   343   344   345   346   347   348   349