Page 342 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 342
для него вопросов: от чего и от кого зависит уровень жизни россиян – не
от нас ли самих, и так ли много и честно мы работаем, чтобы российское
государство процветало; если мы получили образование, чаще всего бес-
платное, в России, то почему другое государство должно пользоваться ре-
зультатами этого образования; могут ли «старушка Европа» и США при-
нять всех желающих покинуть Россию и не логичнее было бы сделать так,
чтобы сама Россия стала социально-экономически развитой страной; не
от нашей ли гражданской позиции или, наоборот, от отсутствия таковой
зависит, кого мы выбираем во власть; всегда ли лучшие условия жизни за
рубежом компенсируют отказ от своей Родины?.. Вспоминаются слова Ар-
кадия Свидригайлова, одного из героев романа Ф.М. Достоевского «Пре-
ступление и наказание»: «За границу я прежде ездил, и всегда мне тошно
бывало. Не то чтоб, а вот заря занимается, залив Неаполитанский, море,
смотришь, и как-то грустно. Всего противнее, что ведь действительно о
чем-то грустишь! Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всем дру-
гих винишь, а себя оправдываешь».19
Поставленные нами вопросы важны, так как позиция взрослых (пре-
жде всего родителей и педагогов) самым прямым образом влияет на
детей и молодежь. Заметим, что сотрудники средств массовой инфор-
мации, – это тоже в большинстве своем чьи-то родители, которые транс-
лируют через прессу или телевидение, а также в кругу семьи свое отно-
шение к стране, власти, образованию и др. Не случайны, на наш взгляд,
результаты мониторинга «Молодежь России» (ноябрь 1995 г.), показав-
шие, что намерение уехать из страны высказали 28% молодых людей в
возрасте 14–16 лет, а среди москвичей-старшеклассников только 29,5%
дали отрицательный ответ на вопрос: хотели бы вы уехать из России? Это
данные прошлого века, и в настоящее время ситуация в стране гораздо
лучше, чем в 1990-е гг., однако процент молодежи, стремящейся уехать
из страны, возрастает: около трети молодых людей из числа студентов
являются потенциальными эмигрантами, готовыми сменить граждан-
ство.20 Нерепрезентативный, но все-таки показательный опрос учащихся
СУНЦ УрФУ, проведенный на заседании политклуба в 2013 г. в присут-
ствии Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, по-
казал, что из 21 ученика 7 (33%) высказали желание уехать за границу для
жизни и работы. В данном случае речь идет о детях, родители которых
19 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание; Бедные люди: Романы; Дядюшкин сон:
Повесть. – М.: Худож. лит., 1983. – С. 140.
20 См.: Здерева Г. В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию
школьников // Педагогика. – 2004. – № 7. – С. 40; Соколов А. В. Интеллектуально-нрав-
ственная дифференциация современного студенчества // Социологические исследова-
ния. – 2005. – № 9. – С. 93.
340