Page 349 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 349
силы, в свои действия, в мир, который... окружает, в людей...», умственный
труд – это не только труд, направленный на развитие умений решать голо-
воломки и кроссворды, математические и физические задачи, складывать
кубик Рубика, управлять людьми и т.д., но прежде всего труд, позволяю-
щий различать добро и зло, познавать правду, получать правдивое пред-
ставление об окружающем мире, о своем внутреннем мире.34
Если говорить о труде как таковом, то это прежде всего труд, направ-
ленный на созидание материальных ценностей, и в отношении такого тру-
да в современном российском обществе существует целый ряд проблем.
Согласно данным профессора Воронежского университета Д.А. Ендовиц-
кого (2009, опрошено 1987 учащихся 9–11-х классов Воронежской обла-
сти), в числе профессий-лидеров для выпускников общеобразовательных
учреждений были экономисты (26,1%), юристы (24,9%), медики (10,3%) и
IT-специалисты (10,3%),35 но никак не рабочие и инженерные специаль-
ности. И это было показательно для всей России в целом. Выступая с по-
сланием Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г., Президент России
В.В. Путин обратился к этой проблеме: «Мы поставили задачу к 2020 году
создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это амбициозная
и трудная задача, но мы можем ее решить. Именно качественные рабочие
места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан... Нам
нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров...».36
К 2016 г. ситуация несколько изменилась, и в настоящее время вы-
пускники выбирают инженерные и рабочие специальности, что связано,
по всей видимости, с определенными успехами кампании по пропаганде
этих профессий. Министерство образования России усиливает профиль-
ные направления обучения, выделяя большинство бюджетных мест для
факультетов инженерной и технической направленности. Вместе с тем
потенциальные абитуриенты, как и прежде, делают ставку на гуманитар-
ные, экономические и юридические специальности.37 Причинами таких
явлений О.Р. Шевелева считает предпочтения родителей при выборе буду-
щей профессии ребенка, снижение значимости семейных традиций и пре-
34 Соловейчик С. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – 2-е изд. – М.:
Дет. лит., 1989. – С. 184, 279, 327.
35 Ендовицкий Д. А. Анализ предпочтений выпускников школ при выборе профессий //
Высшее образование в России. – 2009. № 6. – С. 118.
36 Путин В. В. Послание Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 г. [Электронный ре-
сурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/ (дата
обращения: 24.08.2016).
37 Какие профессии выбирают уральские выпускники // Аргументы и факты. – 2016. –
№ 3. – 3 февраля.
347