Page 343 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 343
в своем большинстве успешны, имеют устойчивый социальный статус,
хорошую (по российским меркам) работу.
Особый разговор о педагогах, с которыми дети взаимодействуют на
протяжение всех лет обучения. Аксиоматично: если педагог позволяет себе
неуважительные слова по отношению к стране, в которой живёт, людям,
которые его окружают, рассматривает всё происходящее вокруг только в
«миноре» и «чёрном цвете», проявляет склонность к насилию, произволу,
нарушению прав обучающихся, унижает их человеческое достоинство, то
можно с уверенностью сказать, что рано или поздно у детей сформируется
негативное представление о России и ее истории, перспективах развития,
о школе, учителях и многом другом. Между тем целый ряд исследований
показывает следующее: многие педагоги не знакомы глубоко с Основным
законом страны – Конституцией; весомая часть педагогов плохо знает исто-
рию России, достижения отечественной науки и культуры, памятники ли-
тературы и искусства; категоричны в своих негативных оценках отдельных
страниц отечественной истории прежде всего молодые учителя, имеющие
поверхностные представления о прошлом России; многие педагоги не ин-
тересуются тем, что происходит в стране в настоящее время и поэтому не
готовы обсуждать с обучающимися проблемы, касающиеся настоящего и
будущего России; некоторые педагогические работники не проявляют соци-
альной активности, а если и проявляют, то только под административным
нажимом; часть педагогов-предметников не выполняет функций воспита-
теля, считая знания главным результатом обучения; некоторые педагоги
считают, что воспитание является прерогативой семьи и не желают разде-
лить с ней ответственность за его результаты; многие педагогические кол-
лективы не являются в настоящее время коллективами единомышленников,
готовыми к общей творческой деятельности, и не являют собой пример па-
триотизма и гражданской активности.21 Это подтверждают и исследования
Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образо-
вания, показавшие, что только 19% учителей готовы работать с учениками
в поле принятия ими социальной ценности демократического устройства и
развития общества, 21% – воспитывать коллективизм и «командный дух» и
29% – воспитывать патриотизм, любовь к Родине и т.д.22
21 См. подробнее: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования: посо-
бие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998; и др.
22 Крокинская О. К. Школа. Гражданское общество. Патриотизм. Трудности сближе-
ния // 20 лет постсоветской России: кризисные явления и механизмы модернизации:
материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного
университета 19–20 апреля 2011 года: доклады / редкол. Л. А. Закс и др.: в 2 т. – Екате-
ринбург: Гуманитарный университет, 2010. – Т. 1. – С. 602.
341