Page 340 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 340
мулировали современный национальный воспитательный идеал – это вы-
соконравственный, творческий, компетентный гражданин России, прини-
мающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культур-
ных традициях многонационального народа Российской Федерации.14
Цель автора данной публикации – показать взаимозависимость детей,
их родителей и педагогов, обусловленную гражданскими и духовно-нрав-
ственными качествами каждого из субъектов образовательных отноше-
ний. Речь идет о том, что личностные качества детей и взрослых оказыва-
ют самое действенное влияние друг на друга, о том, что безнравственный,
нетворческий, некомпетентный, не принимающий судьбу Отечества как
свою личную, не осознающий ответственность за настоящее и будущее
своей страны, не укорененный в духовных и культурных традициях мно-
гонационального народа Российской Федерации взрослый (родитель и пе-
дагог), не может воспитать личность, имеющие все эти качества с противо-
положным позитивным знаком.
Авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России определяют базовые национальные цен-
ности как основные моральные ценности, приобретенные нравственные
установки, существующие в культурных, семейных, социально-истори-
ческих, религиозных традициях многонационального народа Российской
Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие
успешное развитие страны в современных условиях. К таким ценностям
они относят патриотизм, социальную солидарность, гражданственность,
семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, ис-
кусство и литературу, природу, человечество.15
Все обозначенные ценности чрезвычайно актуальны, однако из-за огра-
ниченности объема публикации остановимся только на некоторых: патри-
отизм и гражданственность – это ценности, являющиеся для России и рос-
сиян базовыми на протяжении всей многовековой истории, семья – один
из главных социальных институтов, укрепляющих российское общество и
государство, труд – осознанная деятельность человека по созданию матери-
альных и духовных благ для личного и общественного пользования, искус-
ство и литература – это то, что вдохновляет и окрыляет человека, пробужда-
ет его внутренние силы, помогает увидеть красоту окружающего мира.
Патриотизм в нашем понимании заключается в уважении к историче-
скому прошлому России, героическим страницам её истории; понимании
14 Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. – С. 11.
15 Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. – С. 11, 18.
338