Page 339 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 339
Огоновская Изабелла Станиславовна,
председатель Ассоциации преподавателей права Свердловской области,
доцент кафедры гуманитарного образования СУНЦ,
Уральский федеральный университет, кандидат ист. наук,
Екатеринбург
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ
ОТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012)
обозначает цель образования как интеллектуальное, духовно-нравственное,
творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удов-
летворение его образовательных потребностей и интересов (ст. 2, определе-
ние 1), а процесс воспитания как деятельность, направленную на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обуча-
ющегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства (ст. 2, определение 2). В этом же документе опре-
делены участники образовательных отношений – обучающиеся, родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогиче-
ские работники и их представители, а также организации, осуществляющие
образовательную деятельность (ст. 2, определение 31).10
Основные требования, обязательные при реализации основной обра-
зовательной программы начального общего, основного общего, среднего
(полного) образования, обозначены в федеральных государственных об-
разовательных стандартах (ФГОС),11 а методологической основой разра-
ботки и реализации ФГОС общего образования объявлена Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.12 Её авторы – А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков13 – сфор-
10 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: УЦ «Перспек-
тива», 2013. – 224 с.
11 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден приказом министерства образования и науки РФ 6 октября
2009 г. № 373).
12 Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение,
2010. – С. 6.
13 Данилюк А. Я. – доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской акаде-
мии образования; Кондаков А. М. – доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент
Российской академии образования; Тишков В. А. – уроженец п. Нижние Серги Сверд-
ловской области, доктор ист. наук, профессор, академики Российской академии наук,
директор Института этнологии и антропологии РАН.
337