Page 325 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 325
ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ.
Часть 2
Мурзина Ирина Яковлевна,
зав. кафедрой культурологии,
Уральский государственный педагогический университет,
доктор культурологии, профессор,
Екатеринбург
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:
СОДЕРЖАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ1
В современной социокультурной ситуации задачи патриотического
воспитания тесно связываются с пониманием значимости гражданского
воспитания.2 Анализ исследований по проблемам гражданского воспи-
тания позволяет выделить ряд сущностных аспектов. В описании подхо-
дов к определению гражданского воспитания мы опираемся на диссер-
тационное исследование О.А. Cемисотновой «Гражданское воспитание
в современной общеобразовательной школе США с позиций поликуль-
турного подхода» (Волгоград, 2016).3 Гражданское воспитание можно
рассматривать в ценностном, деятельностном и процессуальном аспек-
тах.
Ценностный аспект проявляется в воспитании у детей таких качеств,
как любовь и уважение к своей стране, народу, правительству; ценностное
отношение к ее историческому, культурному и политическому наследию.
В рамках этого подхода акцентируется воспитание возвышенных чувств
(любви, долга, уважения, честности, мужества, патриотизма, стремления к
миру, потребности в труде на благо общества и страны) и развитие интел-
лектуальных, нравственных и творческих качеств личности.
Деятельностный (или – деятельный) аспект подчеркивает осознан-
ность и ответственность действий, направленных на благо общества, на
1 Доклад подготовлен в рамках работы по государственному заданию № 2014/392, НИР
№ 1881.
2 См.: Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего об-
разования: содержание, направления, методы, формы. – Екатеринбург: ООО «Школь-
ный формат», 2016. –176 c.
3 Cемисотнова О. А. Гражданское воспитание в современной общеобразовательной
школе США с позиций поликультурного подхода: автореф. канд. дисс. – Волгоград,
2016. – 24 с.
323