Page 294 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 294
ляют качества личности и черты характера, позволяющие человеку стре-
миться к защите интересов Родины, и примеряют роли героев на себя.
Темы «В труде – красота человека» и «Плод добрых трудов славен»
вполне логично дополнить рассказом о хозяйственно-бытовом укладе ка-
зачества, семейные традиции казаков можно рассмотреть в контексте темы
«Семья – хранитель духовных ценностей», в разделе «Религия и культура»
можно уделить внимание православным традициям казачества.
Учебник по курсу включает различные виды вопросов и заданий, ори-
ентированных на системно-деятельностный подход в обучении, пред-
полагая работу в парах, группах, проектную деятельность. Для детских
проектов можно предложить рассуждение о смысле и истории появления
казачьих пословиц: «Где казак, там и слава», «Казак без веры – не казак»,
«С верой нигде не пропадешь», «Всякий дом хозяином держится», «У кого
детей много – тот не забыт у Бога» или, учитывая гендерные особенности,
предложить провести исследование и составить рассказ на тему: «Один
день из жизни казака (казачки)». Большую помощь при выполнении дан-
ного задания могут оказать книги для чтения (автор И.Я. Мурзина).8
Таким образом, интегрируя казачий компонент с содержанием курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», мы решаем
такие образовательные задачи, как развитие культуры, эрудиции, творчес-
ких способностей школьников, воспитание добрых чувств, толерантности
и интереса к культуре разных народов.
8 См.: Мурзина И. Я. Оренбургское казачье войско: культура и быт / И. Я. Мурзина,
Т. К. Махрова, А. А. Мурзин – Екатеринбург: ООО «Меридиан», 2013. – 208 с.; Мурзина
И. Я. Где казак – там и слава / И. Я. Мурзина – Екатеринбург: ООО «Проспект», ООО
«Меридиан», 2014. – 208 с.
292