Page 297 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 297
приемам рукопашного боя, преодоление всевозможных препятствий. Во-
енные занятия проводились им и в жару, и в холод.
Суворов применил новую тактику штыкового боя. Чтобы понять важ-
ность штыкового боя для военных действий того времени, необходимо
знать, что для перезарядки ружей требовалось никак не меньше минуты
и успех во многом решался в рукопашной схватке. Основная заслуга Су-
ворова заключалась в том, что он учил солдат не просто искусству владе-
ния штыком, а умению действовать им в совместных военных приемах в
строю. Пехота, например, «ощетинившись» штыками, могла без особых по-
терь отражать атаки кавалерии. В основу военно-физического воспитания
воинов им был положен принцип: «Утомлять тело свое, чтобы укрепить
оное больше». Свои взгляды на военно-физическую подготовку Суворов
изложил в ряде наставлений: «Наука побеждать», «Полковое учреждение»,
«Правила медицинским чинам». Военно-физическая подготовка в армии,
которую проводил этот полководец, является ярким примером реализа-
ции передовых для того времени теоретических идей. Способы и средства
физической подготовки совместно с закаливанием, которые применялись
в войсках Суворова, не утратили своего значения и в наши дни.
Смелые, прогрессивные выступления о необходимости включения ор-
ганизованных занятий по физическому воспитанию в процесс образова-
ния детей во второй половине XVIII в. побудили лиц, отвечающих за об-
разование и воспитание, рекомендовать школам и средства физического
воспитания. В изданных в 1782 г. «Правилах для учащихся народных учи-
лищ» уже говорилось о необходимости использовать игры для отдыха де-
тей в дни занятий и организовывать гуляние детей в выходные дни. В 1791
г. для народных школ было издано руководство «О должностях человека и
гражданина», в котором рекомендовалось проявлять заботу о физическом
развитии детей и их здоровье. Однако эти усилия государства оставались
на уровне призывов и деклараций, а физического воспитания как такового
в России того времени практически не было.
Донское казачество в XVI в. приняло на себя обязанность наблюдать за
татарами и препятствовать их набегам на Российское государство, за что
получало из Москвы порох, селитру, оружие, военную амуницию. Каза-
ки действительно стали защитниками южных границ России от турок и
татар. Существовавший обычай «С Дона выдачи нет» привлекал на Дон
массы беглых людей, которым по душе были казачьи порядки: отсутствие
помещиков и воевод, равенство казаков, решение всех важных вопросов
на кругах – общих сходках, выборность должностных лиц — атаманов и
есаулов (казачьи звания и должности), их помощников. В таких услови-
ях казаки (как, впрочем, и все казачество) вынуждены были во главу угла
295