Page 296 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 296

шим риском для жизни усмирить животное, а также игра «чур», бытовав-
шая в крестьянской среде еще в XIX веке. Последняя была когда-то кол-
лективной игрой в честь предка (пращура) – покровителя рода и по своим
техническим средствам и составу физических упражнений напоминала
современный хоккей с мячом.

    Борьба против половцев, печенегов и монголов, которую вела Русь,
требовала от защитников Отечества – дружинников – высоких морально-
волевых качеств, хорошей военной и физической подготовки. В былине
«Об Илье Муромце и Добрыне Никитиче» рассказывается, что любимыми
упражнениями русских воинов были бои палицами, рубка саблями, бой
копьями, вольтижировка, борьба, плавание, гребля, кулачный бой.

    Ведущим военным учреждением в XVI–XVIII вв. являлся Разрядный
приказ, в ведении которого находилось дворянское войско, составлявшее
основу вооруженных сил. В XVII в. появился первый в русской культуре
памятник, посвященный вопросам светского воспитания детей, – «Граж-
данство обычаев детских», перевод на русский язык сочинения писателя-
гуманиста эпохи Возрождения Эразма Роттердамского. Эта книга положи-
ла начало новому направлению в педагогике – обучению этике поведения,
личной гигиене, а также физическому воспитанию.

    Обучение ратников России вплоть до XVIII в. велось главным образом
непосредственно в ходе боевых действий. Лишь незадолго до Северной
войны (1700–1721) правительство Петра I предприняло попытки реше-
ния проблемы подготовки отечественных военных кадров в специальных
военных учебных заведениях. Для подготовки молодых людей к службе в
артиллерии, инженерных войсках и военно-морском флоте в 1701 г. в Мос-
кве была открыта Школа математических и навигационных наук. В связи
с переносом в 1712 г. столицы России из Москвы в Петербург она была
переведена в этот город и в 1719 г. преобразована в Морскую академию.
В 1703 г. в Москве открывается гражданская гимназия, а в 1732 г. в Петер-
бурге – Кадетский корпус. Во всех этих учебных заведениях наряду со спе-
циальными дисциплинами обучали и «телесным упражнениям» – фехто-
ванию, верховой езде, плаванию, лазанью по реям, лестницам-трапам и др.
В настоящее время в военной подготовке кадет и курсантов военных учи-
лищ важную роль играют бокс, самбо, преодоление полосы препятствий,
пулевая стрельба, офицерское троеборье и другие упражнения и тренинги.

    Заметный вклад в дело военно-физической подготовки солдат внес за-
мечательный русский полководец А.В. Суворов, который не разделял бо-
евую и физическую подготовку, а рассматривал их как единый процесс.
Суворов первым в армии ввел для солдат утреннюю зарядку, широко
практиковал строевые занятия, марши, длительные походы, бег, обучение

                                           294
   291   292   293   294   295   296   297   298   299   300   301