Page 291 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 291
СИСТЕМОЙ. Для детей и подростков это важнейшие навыки, которые, к
сожалению, на занятиях в школе в полном объёме получить невозможно.
Кроме того, в подростковом возрасте особенно актуальной является
проблема самоутверждения, самопредъявления в определённых социаль-
ных группах. Часто это самоутверждение принимает уродливые формы.
Подростковая преступность и наркомания – только часть этой проблемы.
Внутренняя потребность выделиться, привлечь к себе внимание, занять
свою социальную нишу бывает сильнее моральных норм и закона. Кроме
того, в этом возрасте видеть перспективу, последствия своих актуальных
действий очень сложно. К тому же становление психики связано с высокой
эмоциональностью, частой сменой и крайностями настроений.
Занятия по СИСТЕМЕ дают разрядку накапливающемуся напряжению,
стабилизируют психику подростка, так как один из основных принципов
СИСТЕМЫ – «держать состояние» (ровное, неагрессивное, неэмоциональ-
ное состояние психики). Получаемые навыки сами по себе ценны в под-
ростковой среде. Умение постоять за себя, да ещё и научить этому товари-
ща, сразу же поднимают социальный статус в микрогруппе, формируют
ощущение уверенности в себе, которого так часто не хватает подростку.
А это уже само по себе снимает внутреннее напряжение, предупреждает
возможные необдуманные поступки, снижает отрицательные эмоции и
агрессивность поведения.
Система включает базу и прикладную часть. База – начальный уро-
вень готовности тела и психики, позволяющий человеку в дальнейшем
самостоятельно специализироваться в любом виде деятельности (спорте,
профессии, взаимоотношениях с людьми и др.). Это единый комплекс фи-
зических, психологических и духовных упражнений, развивающих тело и
психику обучаемого. В ходе обучения человек осваивает базовые состав-
ляющие любого действия – дыхание, элементарные движения, сохранение
равновесия, правильные перемещения, выбор необходимых дистанций,
рациональное распределение усилий, оптимальное состояние психики,
ощущение собственного тела, тела другого человека и т.д.
Любое, даже самое сложное, действие человека можно разложить на
элементарные физические и психологические составляющие. Эти навыки
способствуют слаженному взаимодействию всех систем организма челове-
ка и тем самым оказывают оздоравливающее воздействие на физическое и
психологическое состояние.
Прикладная часть – ряд универсальных методических комплексов,
позволяющих готовить специалистов в различных областях человеческой
деятельности. Эта часть СИСТЕМЫ многогранна, применима практичес-
ки к любой деятельности человека. Наиболее ярко это проявляется, конеч-
289