Page 298 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 298

поставить военно-физическую подготовку, направленную на воспитание
воина, способного защитить свою землю.

    Физическим воспитанием девочек и девушек-казачек никто специ-
ально не занимался. Закалку и необходимую сноровку они приобретали,
работая по хозяйству, а также в играх. Среди них были распространены
такие игры, как в кремешки (круглые гладкие камешки, величиной с голу-
биное яйцо), в жмурки, в лапту. Играющие в кремешки садились на пол,
покрытый ковром, клали пять кремешков на ковер, шестой бросали вверх
чуть выше головы, но в это время должны были взять камешек с ковра
и поймать брошенный. Каждая из играющих продолжал игру до тех пор,
пока все пять камешков не оказывались в ладони. Взятые с ковра кремеш-
ки держали между пальцами, прокатывали вокруг пальцев и пр. Играющая
девочка продолжала играть до тех пор, пока не роняла подбрасываемый
кремешок. В этом случае начинала играть другая, следующая. Эта игра пе-
решла к казакам от татар.

    При игре в лапту одной девушке завязывали глаза, все остальные иг-
рающие образовывали круг. Водящая, идя внутри круга, должна была уга-
дать, у кого находится жгут. Если указывала не на ту, то имеющая жгут, уда-
рив ее, передавала жгут другой. Когда же водящая угадывала, у кого жгут,
то узнанной завязывали глаза, и она становилась водящей.

    Начиная с XIX в. в казачьих войсках начинают развиваться и государ-
ственные формы военно-физического воспитания молодежи. Положение
дел с народным образованием в казачьих войсках не было одинаковым.
Наиболее успешно оно развивалось в Оренбургском казачьем войске. Так
за период с 1825 по 1889 г. в этом регионе было открыто 458 станичных
и поселковых школ. Обучение казачьих детей в дореволюционной России
проходило не только в станичных и поселковых школах, но и в кадетских
корпусах, гимназиях, юнкерских училищах. Принимались туда в основном
дети офицеров и войсковых чиновников. Во всех типах образовательных
учреждений физическое воспитание характеризовалось военной направ-
ленностью. Военно-физическая подготовка в казачьих юнкерских учили-
щах содержала, например, упражнения в верховой езде, в вольтижировке,
в выполнении боевых действий в пешем строю и на коне, в фехтовании,
строевые упражнения, эскадронные тактические учения, стрельбу и глазо-
мерное определение расстояния, караульную службу, плавание.

    Безусловно, царское правительство хорошо понимало, что казаки в
нужный момент могут быть надежными защитниками существующего
строя. В этом и кроется причина создания эффективной системы боевой
и физической подготовки казачьего офицерского корпуса в специализиро-
ванных военных учебных заведениях.

                                           296
   293   294   295   296   297   298   299   300   301   302   303