Page 28 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 28
ют «Версальским кадетским корпусом». Такое продолжительное сохране-
ние за рубежом русских кадетских корпусов, в исключительно тяжёлых, а
иногда и враждебных, условиях, было результатом желания спасти, а затем
вернуть в Россию этот факел русского огня.
Все остальные кадетские корпуса в России были закрыты коммунисти-
ческой властью, а многие их воспитатели и воспитанники подверглись го-
нениям. Только во время Второй мировой войны, под конец 1943 г., в СССР
было открыто несколько суворовских и нахимовских училищ, частично
по образцу бывших кадетских корпусов. После 1991 г. в России начался
процесс стихийного (спонтанного) открытия средних учебных заведений
под названием кадетских корпусов. До сих пор открыто, согласно некото-
рым данным, более 100 учебных заведений под таким названием. Многие
из них, конечно, имеют мало общего с прежними имперскими кадетскими
корпусами, но в данном случае само по себе стремление к восстановлению
кадетской системы воспитания, несомненно, является знаменательным.
В настоящее время можно констатировать, что многовековое сущес-
твование кадетского образования в России позволило сформировать за-
конченную педагогическую доктрину, в основе которой лежат следующие
постулаты:
1) основой образования и воспитания кадет является идея верного слу-
жения с детства своему Отечеству на военном и гражданском поприщах,
основанного на Вере и на любви к этому Отечеству, в согласии с традици-
онной исторической системой ценностей страны (в Указе царя Петра Пер-
вого об основании первого кадетского корпуса в России такая ценностная
ориентация конкретно отмечена ссылкой на Православие);
2) для достижения поставленных задач необходим тщательный отбор
воспитателей и тщательная разработка общей программы, предметов обу-
чения и общих педагогических структур и норм в кадетских корпусах;
3) главной целью средних учебных заведений вообще, и кадетских кор-
пусов, в частности, является не только обучение, но и воспитание детей
и молодежи, так как привитие навыков хорошего поведения возможно
только в детском и юношеском возрасте, в то время как обучение наукам и
ремёслам может происходить в любом возрасте;
4) воспитание возможно только лишь при категорическом соблюдении
внешней и внутренней дисциплины (в латинском языке само слово дис-
циплина неразрывно связано по смыслу со словом «ученик» – discipulus).
5) достижение хорошего воспитания и хороших навыков с помощью
одной лишь дисциплины невозможно, поэтому необходимо также ук-
репление общих религиозных и нравственных верований и традиций в
юношестве и установление цельной системы жизненных концепций, ба-
26