Page 244 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 244
ря способности подражать. Отсюда задача взрослых – дать им достойный
пример для подражания, иначе им станет какой-нибудь герой американс-
ких боевиков, крошащий все на своем пути, в том числе «плохих» русских,
китайцев, арабов, или зоновский блатарь-авторитет. И играть наши дети
и внуки будут не в «Чапаева» или индейцев (как когда-то), а в «Рэмбо» и
т.п. В этом случае ориентированность кадетского образования на героев
отечественной истории – один из путей воспитания настоящих мужчин –
патриотов Отечества.
Если обратиться к государству и обществу, то можно заметить, что их
потребность в кадетском образовании в настоящее время велика, впрочем,
как и в качественном образовании в целом. Между тем нельзя не согласить-
ся с известной журналисткой и блогером Тиной Канделаки, высказавшей в
связи с затянувшимся строительством новых площадей 1-го Московского
кадетского корпуса мнение, что «...образование детей больше нужно их ро-
дителям, чем государству».9
Известно, что обществу нужно постоянное воспроизводство достой-
ных его членов, – это основа его выживания, сохранения уровня пассио-
нарности. А это напрямую связано с воспитанием. Именно поэтому много-
вековая традиция российского образования в том и состояла, что педагог
всегда рассматривался не только как знаток своего учебного предмета, но
прежде всего как воспитатель. К сожалению, в незапямятные 1990-е гг. в
связи с объявленной деидеологизацией воспитание стало восприниматься
как насилие над детьми, покушение на духовную свободу личности, на ее
уникальность, самобытность. Достаточно вспомнить решение Коллегии
Министерства образования РСФСР «О демократизации воспитательной
деятельности в общеобразовательных учреждениях» (24 января 1991 г.
№ 1), в котором подчеркивалась недопустимость насильственной полити-
зации, «обобществления» детей,10 или закон «Об образовании» (1992), по-
ставивший воспитание на второе место после обучения (преамбула, пер-
вая редакция), определивший ответственность родителей за воспитание
детей (ст. 52, п. 4)11 и, по сути, снявший со школы, а также государства,
ответственность за процесс воспитания.
Что же получилось в конечном итоге? Многие школы и руководители
системы образования стали игнорировать воспитательную функцию об-
9 Канделаки Т. Кому нужны кадеты? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
tikandelaki.livejournal.com/264330.html (дата обращения: 09.11.2011).
10 См.: Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-педагогических,
организационно-практических материалов по проблеме воспитания. - М.: Вента-
на-Граф, 2002. – С. 75.
11 Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. – М.: Юридиче-
ская наука, 1992.
242