Page 241 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 241

Несколько лет назад в Уфа-Шигири была построена новая школа, на базе
которой были успешно реализованы проекты по сохранению традиций та-
тар, марийцев, башкир и русских, компактно проживающих здесь испокон
веков. Несколько лет уфа-шигиринские учителя работали по региональ-
ной программе под названием «Урал. Человек. Истоки», дополнив ее на-
циональным компонентом, знакомили детей с историей возникновения
башкирских и татарских деревень на Урале, проводили краеведческие и
экологические лагеря. В настоящее время педагоги Уфа-Шигиринской
школы достойно представляют современное образование, и по-прежнему
особое внимание уделяют национальной культуре, самобытности и укладу
жизни. Вместе с учениками продолжают собирать экспонаты для этниче-
ского центра, рассказывают о творчестве земляков, участвуют в фольклор-
ных фестивалях межрегионального уровня. На базе школы реализованы
проекты «Образование в сельском социуме», школьники обучаются по
программам «Культура ислама», «Мировые религиозные культуры». Бла-
годаря совместным усилиям педагогов, детей, родителей и многих других
жителей Уфа-Шигири составлено генеалогическое древо шести поколений
уфа-шигиринцев, хронологическая история деревни.

    Проблема, которую хотелось бы обозначить в данной статье, связана
с продолжающимся сокращением и возможным исчезновением башкир-
ского народа. Именно поэтому сохранение самого народа и его культуры
должно стать одной из главных задач властных структур и общественнос-
ти Свердловской области. На наш взгляд, в Уфа-Шигири необходим мно-
гофункциональный ресурсный центр коренных народов, в который могли
бы войти:

    1) созданный филиал Екатеринбургского кадетского корпуса с интер-
натом для коренного населения на основе сетевого взаимодействия (5–9-е
кадетские классы, целью и задачей функционирования которых должны
стать развитый интерес к истории башкирского народа на Урале, физичес-
кая и военная подготовка для выполнения гражданского долга служения
Отечеству (в продолжение традиций башкир, защищавших Россию в годы
Отечественных войн различных эпох, служивших на границах Оренбург-
ской губернии и др.); укрепление преемственности поколений, воспитание
у молодежи чувства патриотизма, национальной идентичности, гордость
за славную историю своего народа и народов Российской Федерации, ук-
репление межнационального и межконфессионального согласия;

    2) Социальный центр по экологии человека, природы, народной дипло-
матии с участием клубов ЮНЕСКО (по оценке специалиста по междуна-
родным вопросам при бывших руководителях СССР В. Фалина, проекты
по народной дипломатии на один рубль затрат дадут пять рублей эффекта;

                                           239
   236   237   238   239   240   241   242   243   244   245   246