Page 245 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 245

разования, слово «воспитание» стало чуть ли не ругательным, началось из-
гнание из образовательных учреждений детских организаций, сокращение
пионерских вожатых... И хорошо, что свое время не все «повелись» на эту
«провокацию» и продолжали вести воспитательную работу, пытаясь най-
ти новые ее формы и содержание.

    Возникшее стихийно кадетское движение (как, кстати, и начавшийся
процесс возрождения казачества) в 1990-е гг. стало, по нашему мнению,
своеобразным ответом на пресловутую деидеологизацию и демократиза-
цию школы. Первое кадетское образовательное учреждение в современной
России появилось в 1992 г. в Новочеркасске, через 10 лет их стало более
сорока. После «вакуумных» 1990-х гг. наши «государевы люд» вновь заду-
мались о необходимости тесной связи образования и воспитания. Сразу
же вспоминается древняя китайская мудрость: думаешь о будущем на
1 год – посади зерно, – на 10 лет – дерево, на 100 лет – вырасти ребенка.
К сожалению, часто встречается другой взгляд: сам посажу, сам выращу,
еще и похвастаюсь, а дети – когда еще...

    Целью кадетского образования в России всегда было воспитание пат-
риотов и граждан Отечества, готовых и способных встать на его защиту
в случае опасности, достойно служить ему на гражданской службе, и ста-
бильность государства во многом зависела от гражданско-правового са-
мосознания, политической и национальной идентичности подрастающего
поколения. Патриотическое воспитание на протяжение многих столетий
рассматривалось как фактор консолидации общества и государства, явля-
лось источником и средством духовного, политического и экономического
возрождения страны. Об этом в 2014 г. говорил Президент России В.В. Пу-
тин, открывая новую сессию Государственной Думы: «Мы все помним пе-
чальные российские даты ХХ века: 1917 и 1991. Безразличие большинства
членов общества и разобщенность привели к распаду двух великих ипос-
тасей нашей державы».12

    Отметим, что в условиях процесса глобализации, усиления тревожных
тенденций мирового противоборства, террористической угрозы и многих
других проблем подготовка россиян к военному и гражданскому служе-
нию Отечества чрезвычайно актуальна. Вместе с тем, по нашему мнению,
в России отсутствует выстроенная сверху вниз нормативная вертикаль по
кадетскому образованию, понятно и однозначно трактуемая всеми. За пос-
ледние 10 лет сдвиги есть, но при отсутствии четкой позиции государства
по отношению к кадетскому образованию нет и четкого понимания в об-
ществе самой сути этой образовательной системы. Прежде всего речь идет

12 Обращение Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному Соб-
ранию. 18 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/
events/president/news/47173 (дата обращения: 15.09.2016).

                                           243
   240   241   242   243   244   245   246   247   248   249   250