Page 243 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 243
обязательно возникает проблема «идеала взрослости» (к чему тянуться?) и
понятия «социально значимая деятельность» (что это такое?).
Где же грань между детскостью и взрослостью? В современном «циви-
лизованном» обществе эта грань очень размыта. В древности же (да и сей-
час у так называемых малоразвитых народов) она определялась процеду-
рой инициации (посвящения), связанной с оформлением акта вхождения
вчерашнего ребенка, в первую очередь мальчика, в активную социальную,
экономическую, идеологическую сферы деятельности общества на правах
равного, т.е. социализацией в качестве взрослого мужчины. В древности
после прохождения инициации юноша вступал в мужской дом, наделял-
ся всеми правами и обязанностями взрослого мужчины. Инициация, как
правило, совпадала с наступлением у мальчиков половой зрелости и, с точ-
ки зрения психологии подросткового возраста, удовлетворяла именно те
ведущие потребности, которые свойственны данному возрасту, а именно:
потребность чувствовать себя взрослым (приобщиться к миру взрослых),
не выглядеть слабым и зависимым. Как не вспомнить слова Д.А. Медведева
в Государственной Думе 24 января 2007: «...кадетское образование – это
страховка от инфантилизма».8 Между тем, по нашему мнению, общество
по мере своего движения к цивилизованности все менее учитывает есте-
ственные психологические потребности людей, особенно детей.
Если отталкиваться от интересов родителей, озабоченных будущим
своих детей, то для многих из них воспитание мальчиков – будущих муж-
чин – является немаловажной проблемой. Современные женщины всё
чаще высказывают разочарование мужчинами: их нерешительностью,
отсутствием мужественности, неспособностью брать ответственность на
себя, стремлением всячески уйти от проблем. Почему так? Так и подмыва-
ет иной раз ответить нашим милым женщинам: кто ж их, таких мужчин,
«навоспитывал»? Психологи утверждают, что подобные мужские недо-
статки во многом являются следствием неправильного воспитания в дет-
стве. Мужчину должен воспитывать мужчина (я бы добавил – успешного
человека может воспитать успешный человек – Авт.). Кадетское образо-
вание решает вопрос воспитания дисциплины, проблему недостатка или
подчас отсутствия мужского начала в воспитании.
Папы тоже за кадетское образование, ведь жизнь в коллективе, умения
сочетать свои интересы с общественными, умение подчиняться дисцип-
лине – немаловажные качества для успешной реализации себя в обществе.
Вместе с тем наличие мужского тела ещё не делает из мальчика мужчину, он
начинает чувствовать себя таковым и соответственно себя вести благода-
8 Медведев Д. А. Выступление в Государственной Думе 24 января 2007 г. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://www.politforums.net/internal/1366292061.html (дата об-
ращения: 15.08.2016).
241