Page 205 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 205
нальной деятельности для человека в интересах устойчивого развития
общества и природы.9
Прекрасный портрет, но как воспитать такого выпускника? Очевидно,
что для этого требуется серьезная работа не только в выпускных, но и в
младших и средних классах школы. Представляется, что работа над иссле-
довательскими проектами в урочной и внеурочной деятельности поможет
в определенной степени воспитать ответственную, духовно-развитую лич-
ность, имеющую опыт практической деятельности. Мотивирование детей
к проектной и исследовательской деятельности, сопровождение и консуль-
тирование их в период подготовки данных работ, по нашему мнению, одно
из важных направлений педагогической деятельности. Мой личный опыт
позволяет это доказать.
Моя внеурочная деятельность по работе над исследовательскими про-
ектами в Екатеринбургском кадетском корпусе началась с участия двух
шестиклассников в школьном туре научно-практической конференции
с работой по дуэльной лексике. Тема дуэли, интерес к стрельбе, оружию
вполне соответствует возрасту мальчиков 11–12 лет. Я добавила к этому
естественному интересу разработку понятий «честь», «защита чести», «ду-
эльный кодекс». Ребята хорошо защитили работу, добавив элемент реали-
стичности (разыграли сцену дуэли), и заняли 2-е место.
Вместе с тем ребята учились работать с проектами на уроках, приоб-
ретая навыки проектно-исследовательской деятельности – постановка за-
дачи, целей, осознание этапов поиска, наполнение работы содержанием,
формулировки выводов, защита своей работы. Чаще всего это происхо-
дило в условиях групповой работы, рассчитанной на 1-2 урока. Главным,
на мой взгляд, здесь является поддержка исследовательского интереса ре-
бенка, обучение алгоритму выполнения подобных работ, работе в группе и
публичной защите. Не стоит думать, что все легко получалось. Иногда за-
думанные проекты превращались в механическое скачивание материалов
из Интернета и их транслирование. Для того чтобы этого не было и эффект
от данного вида деятельности был выше, необходима индивидуальная ра-
бота по возможности с каждым ребенком. Было бы замечательно, если бы
каждый ребенок готовил в течение года хотя бы один проект или участво-
вал в группе в подготовке такого проекта. Ребятам надо объяснять, что
такая работа нужна прежде всего им самим, а когда они мотивированы, то
процесс идет значительно лучше.
Групповая работа бывает разной по продуктивности, и значительную
роль в данном случае играет подготовленность самого учителя. Такой вы-
9 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра-
зования (утвержден министерством образования и науки Российской Федерации 17
декабря 2010 г. № 1897). – М.: Вентана-Граф, 2013. – С. 6–7.
203