Page 206 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 206
вод я сделала из собственного опыта. Нужно продумать задания и этапы
урока, разбивку учащихся на группы (иногда это стоит сделать самому
учителю, смешивая группы по определенному заданному принципу). Са-
мое трудное для меня – это не мешать детям говорить, используя метод
мягкой коррекции.
Если возвращаться к внеурочной деятельности, то она не идет в разрыв
с урочной. Просто темы «внеурочки» берутся из краеведения, внеклассной
литературы, родословия, обращения к важным датам в истории страны,
города и т.д. Опыт, который получают ребята, чувство удовлетворения в
преодолении новых рубежей и от защиты своих работ – это то, что форми-
рует ответственного гражданина и человека.
Индивидуальные проекты так же важны, как и групповые. Чаще всего
я приобщаю к ним несколько учеников (от 2-х до 4-х). Целесообразность
такого числа людей обусловлена тем, что не все готовы выйти на защиту.
Кто-то подбирает материал, у кого-то лучше получается оформление, кто-
то генерирует идеи, а самое главное – на финишную прямую выходит тот,
кто терпеливо выдерживает работу по написанию и защите. Вместе с тем
ребятам, особенно среднего школьного возраста, нравится работать не од-
ним. Это тоже фактор, который надо учитывать. Приведу пример: два се-
миклассника успешно поработали над темой исследовательского проекта
«Трудности прочтения сказов П.П. Бажова», при этом в процессе работы
над проектом и его защитой ребята учились контактировать друг с другом.
Старшеклассники во внеурочной деятельности больше ориентируются
на индивидуальные проекты, для них на первый план выдвигаются пози-
ции – проявить себя, участвовать в конкурсе, победить. Так один урочный
проект по исследованию военных писем привел к большой исследователь-
ской работе «Образ человека в военных письмах», в результате которой
десятиклассник и его мама стали заниматься поисками сведений о своем
деде и прадеде. Результаты оказались настолько впечатляющими, что вы-
лились еще в одну исследовательскую работу, которая потрясла всех, кто
ее слушал. В итоге обучающийся занял 3-е место на финальной защите в
областной конференции, получил вызов в Москву и стал четвертым на
Всероссийском краеведческом конкурсе «Отечество».
На моих глазах происходили изменения в самом ученике. Могу уверен-
но сказать, что он стал серьезнее, ответственнее, уверился в выборе своего
жизненного пути, стал лучше говорить и писать. Тема его работы повлия-
ла на формирование таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине,
желание стать её защитником, понимание исторической правды, знание
истории своей семьи. После того, как я сама посетила конкурс в Москве,
то под впечатлением увиденного и услышанного написала статью «Зачем
204