Page 133 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 133
мирования компетентного гражданина России, обладающего физическим
и нравственным здоровьем, готового к социально значимой деятельности
через духовные и культурные обычаи российского народа и казачества,
возрождению духовных, исторических и военно-патриотических тради-
ций казачества.
Идея организации казачьих классов успешно сочетается на практике с
внедрением Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (2009), на основании которого осущест-
вляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся, духовно-нравственное развитие и воспитание, предусма-
тривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, на-
циональных ценностей, укрепление физического и духовного здоровья
обучающихся.16 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход.
Сущность воспитания на основе деятельностного подхода заключается в
развитии ребенка на основе его собственной самостоятельной активной
деятельности. Необходимо провести ребенка через систему конкретных
действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других», го-
воря словами В.А. Сухомлинского.
В процессе своей воспитательной деятельности в казачьем классе я
пришла к выводу, что наиболее эффективным для формирования граж-
данской позиции учащихся с учетом их возрастных особенностей являет-
ся изучение истории казачества, казачьих традиций через сюжетно-роле-
вые игры, проекты и исследовательские работы.
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность воспи-
тания и обучения творчески развитых детей, помогает в осознании уча-
щимися себя как личности в роли казака, является условием развития ин-
дивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда
быть успешными». В процессе работы происходит социальная адаптация
юного казака, так как через личностное отношение к существующей про-
блеме выявляются гражданская позиция, ценностные ориентиры и при-
оритеты.
Тема патриотизма – всегда актуальная тема. Как пробудить в ребёнке
чувство любви к Родине? Нельзя заставить любить Отечество. Любовь
надо воспитывать, а патриотическое воспитание начинается с познания
и приобретения «общечеловеческих ценностей»: Человек как личность,
Семья, Родина, Россия, Родной язык, Земля, Природа, Знания, Вера, Ми-
лосердие, Память. Лучший воспитатель, считаю я, – это правильно орга-
низованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать,
16 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден министерством образования и науки Российской Федерации
6 октября 2009 г. № 373). – М.: Просвещение, 2017. – С. 17.
131