Page 134 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 134
он должен действовать. Только в действии приобретается опыт. Именно
поэтому уже с первого класса ребята создают свои первые работы «Моя
семья», «Мой город», «Моя родословная», «Любимый уголок». Ведь имен-
но в детстве прививается уважение к историческому прошлому, ребенок
учится любить свою семью, свой дом, свой народ, свою Родину, заботиться
о близких людях, природе.
Богатая культура российского казачества, в том числе оренбургского
казачества, представляет особый интерес, а ее изучение позволяет культи-
вировать традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-
нравственного, гражданско-патриотического и физического воспитания
в практической деятельности, в воспитательном процессе. Во 2–4-х клас-
сах происходит образование класса казачьей направленности, начинает-
ся более глубокое изучение традиций, нравов и быта казаков на занятиях
кружка «История казачества», а также в ходе проектно-исследовательской
деятельности по направлениям: «История казачества», «Вера казака», «Ка-
зачья культура», «Традиции и обычаи казаков», «Казачий быт», «Верный
друг казака».
С чего начинается работа? Успех деятельности во многом зависит от
ее четкой организации. Отправной точкой поисковой деятельности может
стать любая интересная информация. Чаще стараюсь создать такие ситуа-
ции, чтобы дети сами увидели проблему. Умение увидеть проблему в отде-
льных случаях ценится выше, чем способность её решить. Главная задача
любого ученика – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности
и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и прос-
тым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни
предметы с разных точек зрения. Исходя из способностей ребенка, помо-
гаю определиться с темой. Затем ставится цель проекта или исследования.
Определить цель исследования – значит, ответить себе и другим на вопрос
о том, зачем мы его проводим.
Практическая часть работы заключается в поиске новой информации, в
результате которого происходит открытие нового знания и приобретение
новых умений. Учащиеся понимают, что многого еще не знают и многое
им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед то-
варищами в случае выполнения коллективного проекта. Учитель сопро-
вождает детей, выступает в роли консультанта, партнера, следит за тем,
чтобы выбранный проект был реален для конкретного ребенка, так как
младшие школьники успешно выполняют исследования «на одном дыха-
нии» и не способны долговременно и целенаправленно работать в одном
направлении. После выполнения проекта или исследования, защиты этих
работ очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в ка-
132