Page 135 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 135
кой степени были достигнуты основные цели, отметить положительные
результаты, проанализировать недостатки.
Участие в проектной и исследовательской деятельности – сложный труд
для ученика, но интересный и захватывающий. В начальной школе проек-
тно-исследовательская деятельность имеет свою специфику. Необходимо
учитывать следующие психологические особенности младших школьни-
ков: дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой
форме; у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
дети в начальной школе не имеют навыков самообразования; работа стро-
ится по принципу «от простого к сложному».
Технология проектно-исследовательской деятельности предоставля-
ет наибольший простор для разнообразной работы с учащимися, создает
оптимальные условия для формирования духовно-нравственных качеств
личности, имеющей твердую гражданскую жизненную позицию, для рас-
крытия творческого потенциала детей.
Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая
проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный
результат, готовый к внедрению. Конечным продуктом наших проектов
стали: постеры, плакаты; выставки «Город мастеров», «Чудесная мастер-
ская», «Золотые руки казаков»; концерты «С любовью к людям и земле»,
«Мамин праздник»; альбомы «Моя семья в годы Великой Отечественной
войны», «Казачий класс», «Герб моей семьи», «Сорочинский конноспор-
тивный клуб»; видеофильмы «Школьный музей», «Удалые казачата»; пре-
зентации, сборники сочинений, стихотворений о родном городе. Защита
проектов в виде праздников «День матери», «День именинника», «Масле-
ница» стали традиционными.
Проекты «В мастерской художника», «Казачьи ремёсла», «История
моей семьи в истории моей страны» были продемонстрированы на сов-
местных мероприятиях со школой искусств «Лира» и на вечерах встреч
с интересными людьми: местными художниками, народными умельцами,
представителями Сорочинского городского казачьего общества, с ветера-
нами Великой Отечественной войны. Эти вечера и встречи способствуют
обогащению духовно-нравственного мира казачат.
Трудовое воспитание является частью духовного воспитания. В этом
направлении мы начали работу над социальным проектом «Да будет сад»:
казачата посадили яблони на территории школы, и теперь у каждого уче-
ника есть свое дерево, за которым будет ухаживать.
Одним из путей гражданского воспитания, приобретения опыта об-
щественной деятельности является развитие детского самоуправления.
Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике
133