Page 160 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Часть 2
P. 160
Занятия для младших школьников
2) оценку его экологического состояния во время исследования;
3) прогноз изменений исследуемой экосистемы или процесса
под влиянием природных и антропогенных воздействий в опре-
деленный период.
Как правило, мониторинговые исследования всегда присут-
ствуют в исследованиях, связанных с антропогенной деятельно-
стью человека. Они нужны для оценки масштаба изменений окру-
жающей среды, а также возможных последствий этих изменений.
Для каждого объекта, включенного в программу мониторин-
га, проводится изучение экологического состояния, составляются
схемы исследуемых участков, проводится инвентаризация видо-
вого состава популяций, характеристик обилия, жизненности,
численности, фенотипической структуры, параметров техноген-
ного воздействия.
Результаты индивидуальных исследований учащихся фикси-
руются в рабочей тетради наблюдений – экологическом дневни-
ке. Педагогу необходимо научить юных исследователей применять
рациональные методы исследования экосистем, проводить оценку
их состояния, и на основании полученных результатов прогнози-
ровать возможные изменения объектов исследования.
Формами контроля теоретических знаний, практических на-
выков и исследовательских умений учащихся являются игры, кон-
курсы, проведение и оформление исследовательских работ. При
этом важно не свести эти занятия к привычным интеллектуаль-
ным соревнованиям и форумам.
В результате реализации курса предполагается овладение сле-
дующими умениями и знаниями.
Обучающиеся должны знать:
1. Правила техники безопасности при выполнении полевых ис-
следований, правила безопасного поведения в природе.
2. Основные понятия по экологическому мониторингу окружа-
ющего природного пространства.
3. Основные источники загрязнения окружающей среды.
4. Меры по охране и защите природных ресурсов.
Обучающиеся должны уметь:
– правильно вести себя в природе;
– правильно работать с лабораторным оборудованием;
159