Page 162 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Часть 2
P. 162
Блок «Тропинками школьного парка» (экология растений)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово педагога: Добрый день, дорогие ребята.
Начинаем занятие с обсуждения высказывания великого писате-
ля – певца природы В.Г. Распутина: «Экология стала самым гром-
ким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует
собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не
существовавшей перед человечеством».
Как вы понимаете это высказывание? Приведите свои приме-
ры, подтверждающие или, может быть, опровергающие это выска-
зывание.
Различные ландшафты вызывают у человека целую гамму
чувств и эмоций. Существует термин, определяющий настроение,
которое испытывает человек, пребывая в приятном ему месте и
созерцая его – это топофилия. Но ландшафты могут вызывать и
чувство страха, страдания, одиночества – топофобные образы.
К ним в первую очередь относятся территории, преобразованные
деятельностью людей (влияние промышленных производств, ис-
требление лесов). Это, естественно, оказывает существенное вли-
яние на то, как мы их воспринимаем, какие эмоции, чувства и на-
строения они у нас вызывают.
Задание 1. «Топофильные и топофобные образы в ландшафтах
нашей местности» (термин введен в 1974 г. американским геогра-
фом и культурологом Ю-Фу-Туаном). Составьте таблицу на осно-
ве своих впечатлений о местности, в которой вы живёте.
Таблица 1
Образ ландшафта Примеры
Топофильный
Топофобный
Для определения различного восприятия ландшафта вашей
местности проведите опрос учеников вашей школы, своих друзей,
родителей, по итогам которого составьте сводную таблицу и сде-
лайте выводы.
161