Page 65 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание
P. 65

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1–4-х КЛАССОВ

   Смысл какого слова был не знаком мальчику? Какой смысл у
слова «привет»? Что значит выражение «передать привет»? А вы
передаёте привет своим друзьям?

   Мы уже с вами знаем, что слово, которое мы произносим, со-
стоит из звуков, а которое пишем – из букв. Например, есть в ал-
фавите такой отрезок из букв – ОПРСТ. Назовите правильно эти
буквы. А если эти буквы поменять местами, получится много но-
вых слов. Составьте и запишите их.

   А нашим родителям мы дадим другое задание: Найти в алфави-
те вопросительное предложение, не меняя порядка букв. (Где ёж?)

   Вспомните, как живут звуки и буквы в слове? (Дружно, в мире
и согласии, в ладу друг с другом.) Согласна с вами, и, если мы
вдруг путаем или пропускаем буквы и звуки в словах, то сразу
же меняется и его смысл. Попробуйте, изменив один звук в сло-
ве, создать новое, совсем другое по смыслу, слово. Образуйте
новые слова, изменив только одну букву в словах: дочка, кочка,
почка, бочка, мочка.

   Слово соединяет нас не только с теми, кто рядом с нами, сло-
во может соединить и с теми, кто далеко от нас. Каким образом?
(Через письмо, по телефону.) Но самое удивительное то, что слово
соединяет нас с далёким прошлым – через старинные народные
сказки, пословицы, поговорки, песни; книги, которые были напи-
саны в те далекие времена. Их слушали и понимали когда-то наши
прапрабабушки и прадедушки, и в наше время нынешние бабуш-
ки и дедушки, ваши родители, мы с вами. Слушая сказки, читая
книги, мы узнаём, как жили наши предки, что для них было важно
в жизни, как они трудились, что они любили. Вот какой замеча-
тельный невидимый мост создаёт слово.

   Как вы считаете, а наши предки пользовались теми же словами,
что и мы, или другими? (ответы детей).

   Я предлагаю вам вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «У
Лукоморья» (можно взять любое, знакомое ребятам произведение).

   В этом стихотворении нам встретилось много непонятных слов.
Почему? Это слова старинные, которые мы сейчас не употребля-
ем в речи. Например, слово «врата» старинное или современное?
(Учитель даёт пояснения, называет аналогичное слово в современ-
ном русском языке, приводит ещё несколько примеров, подготав-

                                         63
   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70