Page 116 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 116
результат образования в массовой школе формализирован
(отметка, аттестат), в дополнительном образовании есть формальные показатели
(победы в конкурсах, соревнованиях и т.д.), однако главную роль играет сам
процесс развития ребёнка;
процессы обучения и воспитания в школе более целенаправленны
и контролируемы, в то время как к системе дополнительного образования более
свободны;
в общеобразовательных учреждениях чаще сохраняется
субъектно-объектный подход (учитель субъект, ученик объект), в
учреждениях дополнительного образования доминирует субъект-субъектный
подход (равенство педагога и воспитанника).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются
по трём уровням, рассматриваемым относительно когнитивных и социальных
практик обучающихся.131
Уровень Результат Субъекты (объекты)
результатов взаимодействия
Первый
Социальные знания (об Обучающийся учитель
Второй общественных нормах, (как значимый носитель
положительного социального
Третий устройстве общества, о
социально одобряемых и знания и повседневного
неодобряемых формах опыта)
поведения в обществе и т.д.)
Опыт переживания и Обучающийся
позитивного отношения к обучающийся
базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного
отношения к социальной
реальности в целом
Опыт самостоятельного Обучающийся социум
общественного действия (в
открытом социуме, за
пределами образовательного
учреждения)
Пройдя все три уровня, обучающийся приобретёт знания и опыт,
необходимые для социализации личности, а в конечном итоге и набор
компетенций (социальной, коммуникативной, гражданской и др.).
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования реализуются в виде Основных образовательных программ общего
131 См.: Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е
изд. М.: Просвещение, 2013. С. 910.
115