Page 116 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 116

 результат образования в массовой школе формализирован
(отметка, аттестат), в дополнительном образовании есть формальные показатели
(победы в конкурсах, соревнованиях и т.д.), однако главную роль играет сам
процесс развития ребёнка;

            процессы обучения и воспитания в школе более целенаправленны
и контролируемы, в то время как к системе дополнительного образования более
свободны;

            в общеобразовательных учреждениях чаще сохраняется

субъектно-объектный подход (учитель  субъект, ученик  объект), в
учреждениях дополнительного образования доминирует субъект-субъектный
подход (равенство педагога и воспитанника).

           Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются
по трём уровням, рассматриваемым относительно когнитивных и социальных
практик обучающихся.131

    Уровень    Результат                     Субъекты (объекты)
  результатов                                   взаимодействия
Первый
               Социальные знания (об         Обучающийся  учитель
Второй         общественных нормах,          (как значимый носитель
                                             положительного социального
Третий         устройстве общества, о
               социально одобряемых и        знания и повседневного
               неодобряемых формах           опыта)
               поведения в обществе и т.д.)

               Опыт переживания и            Обучающийся 

               позитивного отношения к       обучающийся

               базовым ценностям общества

               (человек, семья, Отечество,

               природа, мир, знания, труд,

               культура), ценностного

               отношения к социальной

               реальности в целом

               Опыт самостоятельного         Обучающийся  социум

               общественного действия (в
               открытом социуме, за
               пределами образовательного
               учреждения)

           Пройдя все три уровня, обучающийся приобретёт знания и опыт,

необходимые для социализации личности, а в конечном итоге  и набор
компетенций (социальной, коммуникативной, гражданской и др.).

           Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования реализуются в виде Основных образовательных программ общего

131 См.: Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.  3-е
изд.  М.: Просвещение, 2013.  С. 910.

                                             115
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121