Page 205 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 205
материальных и социальных благ в соответствии с трудовым вкладом в сфере
общественного производства.
Свобода – состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной
своих действий.
5.2.3. Духовно-нравственное воспитание детей
на основе российских традиционных ценностей
Чем выше человек по умственному и нравственному
развитию, тем он свободнее,
тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.
А.П. Чехов (1860–1904), русский писатель.166
Развитый ум, соединенный с высокой совестливостью,
называется интеллигентностью.
С.Л. Соловейчик (1930–1996),
российский журналист и педагог 167
Базовые национальные ценности: искусство и литература, традиционные
российские религии, семья.
Ценностные ориентиры: долг, честь, добро, красота, благородство, лю-
бовь, дружба, дружелюбие, совесть, сочувствие, счастье, человечность, достоин-
ство, гармония, этика, правда, справедливость, щедрость, эмпатия.
Авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лично-
сти гражданина России подчёркивают, что носителями базовых национальных
ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессио-
нальные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федера-
ции. Их коллеги, разработчики учебно-методических комплектов, более подробно
рассматривают проблемы воспитания в современной школе и выделяют четыре
ступени духовно-нравственного развития личности.
Первая ступень семья, ценности которой ребёнок осваивает в первые го-
ды жизни и проецирует в дальнейшем на отношения в обществе.
Вторая ступень ближний социум и природная среда (родственники, зем-
ляки, родное село, город, район, область, край, республика), ценности которые
ребёнок осознанно принимает, понимая значение таких понятий, как «Отечество»,
«малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья», «мой род», «мой
дом».
Третья ступень принятие личностью культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, укоренённость в этнокуль-
166 Мудрость великих людей. – С. 465.
167 Соловейчик С. Педагогика для всех. – С. 277.
204